14.09.2025
В коллекции — фотографии трамвая на Красной площади, первого поезда метро, строительства автозавода «ЗИС» и другие.
Музей транспорта Москвы в честь Дня города подготовил подборку архивных материалов. Они рассказывают о том, как развивалась система московского транспорта с конца XIX века. По поручению Сергея Собянина мы продолжаем масштабную программу по сохранению транспортного наследия города.
В коллекции Музея транспорта Москвы находятся архивные материалы, благодаря которым можно проследить историю развития столичного транспорта, отметил Максим Ликсутов, заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности.
Вагон конки на Тверской Заставе. До появления трамвая главным видом московского транспорта была гужевая тяга. Извозчики запрягали лошадей в грузовые телеги, пассажирские пролетки и линейки. Эти линейки (пассажирские экипажи с продольной перегородкой) и стали первым регулярным городским транспортом с фиксированным маршрутом и ценой за проезд.
Но из-за деревянных колес поездка по неровным булыжным мостовым была некомфортной. Было решено взять пример с железной дороги, где поезда следуют по ровным рельсам. Однако вместо локомотивов с тяжелыми паровыми двигателями городской пассажирский вагон продолжали тянуть лошади. Так в Москве появились конно-железные дороги, которые пассажиры чаще называли конкой.
С годами маршруты электрифицировали и конку заменил трамвай. Горожане пользовались конно-железными дорогами до начала 1910-х, а извозчики с гужевыми повозками перестали быть заметной частью дорожного движения только к 1950-м.
Трамвай на Красной площади. Сейчас это сложно представить, но раньше по главной площади столицы ежедневно ходил трамвай. Летом 1909 года здесь проложили рельсы, установили столбы с подвесной контактной сетью и запустили первый трамвай. По этому случаю в Москве провели многотысячный торжественный молебен.
Однако этот трамвайный маршрут проработал недолго. Со временем он начал вызывать недовольство горожан: провода загораживали вид на храм Василия Блаженного, а шум мешал посещать Мавзолей Владимира Ленина. В результате в 1930 году от трамвая отказались из-за планов регулярно проводить на площади парады и устройства некрополя у Кремлевской стены.
Строительство ЗИС. В 1929-1931 годах реконструировали московский завод АМО. Его директор Иван Лихачев описывал этот процесс словами "как если бы к пуговице пришили пальто". Завод получил новое название - Первый государственный автомобильный завод имени И.В. Сталина (ЗИС).
Производство перешло от штучной сборки аналогов иностранных машин к массовому выпуску собственных моделей. По большей части ЗИС производил грузовики. Однако предприятие также стало основным поставщиком автобусов во все парки СССР.
В конце 1950-х производство этого вида транспорта перевели на завод в Ликино-Дулеве. А в 1956 году ЗИС переименовали в честь Ивана Лихачева. Последний автобус на заводе имени И.А. Лихачева (ЗИЛ) собрали 1 марта 1960 года. ЗИЛ продолжал наращивать производственные мощности, обустраивал новые цеха и в результате превратился в настоящий город в городе.
Запуск первого поезда московского метро. Вагоны Московского метрополитена типа А проектировали и строили на Мытищинском машиностроительном заводе и на заводе "Динамо", выпускавшем электрическое оборудование. Первый поезд, состоящий из моторного вагона № 1 и прицепного № 1001, вышел оттуда 27 августа 1934 года. А 24 сентября 1934 года он прибыл из Мытищ в депо "Северное".
В вагонах были установлены мягкие диваны с кожаной обивкой, 52 сидячих места. Один вагон вмещал около 260 человек. Первый рейс состоялся 4 февраля 1935 года, а первыми пассажирами московского метро стали делегаты VII Всесоюзного съезда Советов.
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Летом 1957 года в столице прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов: СССР впервые открыл границу, и Москва приняла иностранных гостей. К этому событию построили стадионы и гостиничные комплексы, облагородили парки.
Кроме того, подвижной состав городского транспорта обновили машинами, разработанными специально к фестивалю. В день открытия от Всесоюзной сельскохозяйственной выставки до Центрального стадиона имени Владимира Ленина (от ВДНХ до Лужников) состоялся автомобильный парад. Участники из 131 страны проследовали в украшенных автобусах, легковых автомобилях и на автомобильных поездах в сопровождении лимузинов и рядов мотоциклов, на которых артисты исполняли акробатические номера.
Музей транспорта Москвы - это открытое городское пространство и живой исследовательский центр, отвечающий на вопрос, что движет столицей. В его фондах находится более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов и машин городских служб, а также вело- и мототехника.
Экспонаты коллекции музея можно увидеть на выставках и объектах транспортной инфраструктуры города. Оперативно узнавайте главные новости в официальных каналах города Москвы в мессенджерах MAX и Телеграм.
Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка
Вколлекции— фотографии трамвая наКрасной площади, первого поезда метро, строительства автозавода «ЗИС» идругие. Музей транспорта Москвы в честь Дня города подготовил подборку архивных материалов. Они рассказывают о том, как развивалась система московского транспорта с конца XIX века. По поручению Сергея Собянина мы продолжаем масштабную программу по сохранению транспортного наследия города.
https://www.gubnews.ru/news_mos.php?id=59496