15.09.2025
В павильоне № 1 Центральный на ВДНХ открылась выставка Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея. Из Санкт-Петербурга приехало больше 100 экспонатов, некоторые совершили такое путешествие впервые. Выставка состоит из четырех разделов. Они представляют богатый образ столицы, рассказала Елена Жук, первый заместитель генерального директора ВДНХ. Здесь и старая допожарная Москва, и Москва дореволюционная, и обновленная. Отреставрированный павильон, вернувший исторический облик, и эта масштабная экспозиция вместе создают совершенно уникальный культурный опыт для гостей.
Старая Москва. Первый раздел Старая Москва посвящен дореволюционной истории города. Из Государственного Русского музея привезли 15 полотен французского живописца и гравера Жерара Делабарта, нежно любившего старую для его современников столицу. Художник работал в России с 1787 по 1810 год, выполнял заказы Екатерины II и Павла I. Цикл, в котором запечатлены виды города до пожара 1812 года, целиком в Москве еще ни разу не показывали. Одна из моих любимых картин - Вид на Кремль от Каменного моста в Москве, рассказывает Светлана Николаева. Ее, как и многие другие, можно рассматривать бесконечно, подмечая все новые и новые детали, которые раньше не бросались в глаза. Здесь разворачиваются целые сюжеты с живыми, нестатичными персонажами.
На другой картине художник напомнил о традиционной русской забаве - катании с ледяных горок. Сюжет разворачивается на реке Неглинной во время Масленой недели. Сейчас, конечно, пейзаж изменился: еще в 1817-1819 годах в ходе реконструкции Москвы после пожара реку заключили в подземный коллектор. Красная площадь, Крутицкое подворье и Триумфальные ворота: рассматриваем акварели XIX века и современные фотографии. Тайны Сухаревой башни и история Императорского почтамта. Москва на акварелях XVIII и XIX веков и современных фотографиях. Чугунный мост, Театральная площадь. Рассматриваем исторические акварели и современные виды Москвы. Воспитательный дом, село Коломенское, храм Христа Спасителя. Рассматриваем акварели XIX века и современные фотографии Москвы.
Представлены здесь и шедевры московской школы иконописи конца XIX начала ХХ века. Гости могут также увидеть одну из самых известных работ художника Андрея Рублева - это Пророк Софония (1410-е). За этот экспонат мы выражаем Русскому музею особую благодарность, говорит Светлана Николаева. Иконопись - это темперная живопись, поэтому вещи очень хрупкие, они вывозятся достаточно редко и требуют специальных условий хранения: поддержания определенной влажности, температуры, отсутствия резких перепадов и многого другого. Мы строго все это соблюдаем.
Одна из самых крупномасштабных работ - Степан Разин (1910) Василия Сурикова. Герой изображен достаточно неординарно: из всех возможных вариантов живописец выбрал образ отдыхающего атамана, спокойно плывущего на ладье по волнам. Интересно, что на первом эскизе Разин был изображен вместе с персидской княжной, которую, по легендам, захватил в плен и сделал своей наложницей, однако потом Суриков отказался от этой идеи.
Москва - столица. Впервые статус столицы Москва получила в 1380 году, после победы в Куликовской битве. В 1712-м почетное звание перешло Санкт-Петербургу - он удерживал его вплоть до Октябрьской революции. 12 марта 1918 года статус вернули Москве. Подробнее о том, как художники воспринимали и отображали происходящее с городом во все эти очень разные периоды, тоже можно узнать на выставке. Через два года после создания - Степана Разина была написана и другая важная для русского искусства картина - В осажденной Москве Ильи Репина. Эту работу, в которой город тонет в огне и дыме, автор посвятил 100-летнему юбилею победы России над армией Наполеона (и словно предчувствовал грядущие драматические события Первой мировой войны). Герои на переднем плане - солдат, женщина, падающий мужчина, священнослужитель - одинаково беззащитны перед лицом стихии.
Новая Москва. О том, как с 1920-х годов менялся город - его облик, настроение и атмосфера - рассказывает третий раздел выставки. Картина - Вождь, учитель и друг Григория Шегаля - очень значимая для ВДНХ. Художник воспроизвел заседание президиума ІІ Всесоюзного съезда колхозников-ударников в феврале 1935 года, на котором объявили о проведении в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Той самой, которая позже и положила начало ВДНХ. Еще одна важная картина - Здесь будет парк Юрия Пименова, написанная в 1950 году. Работы по созданию ВСХВ в 1950-х, возвышающаяся над землей скульптура Рабочий и колхозница Веры Мухиной, которая вернулась в Россию после Всемирной выставки в Париже, картина показывает, как территория начинала приобретать привычный теперь облик ВДНХ.
Создавая ВДНХ: какие задачи стояли перед первыми строителями выставки. Дворцы, базилики и табакерка: какие детали делают павильоны ВДНХ неповторимыми. Нашлось место и картинам, передающим красоту и поэтику совершенно обычных столичных улиц. В их числе - Облачный день. Московский дворик Вадима Дементьева, созданный в 1976 году. Это, наверное, одна из моих любимых работ на выставке, она очень красивая и фотографичная, отмечает Светлана Николаева. За крышами гаражей виднеется храм Пророка Божия Илии в 2-м Обыденском переулке. Храм открыт и сегодня, а вот тех гаражей там давно уже нет.
Одна из жемчужин коллекции - величественный коллективный портрет - Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения (1903), написанный с натуры для Мариинского дворца. Император Николай II только что закончил читать грамоту к 100-летию Непременного совета, а члены совета начали получать юбилейные медали - всего здесь изображен 81 человек. Среди них - великий князь Михаил Николаевич, московский генерал-губернатор Сергей Александрович, председатель Комитета министров Иван Дурново, министр иностранных дел Владимир Ламздорф и многие другие.
Репин находился в глубине зала, за креслами справа около колонн.
Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка
В павильоне № 1 Центральный на ВДНХ открылась выставка Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея. Из Санкт-Петербурга приехало больше 100 экспонатов, некоторые совершили такое путешествие впервые. Выставка состоит из четырех разделов. Они представляют богатый образ столицы, рассказала Елена Жук, первый заместитель генерального директора ВДНХ.
https://www.gubnews.ru/news_mos.php?id=59527