11.10.2025
Экскурсию по выставке «В гостях у графа Шереметева» для «Культуры Москвы» провела Ирина Ефремова, ее куратор и главный научный сотрудник Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково».
Три года, которые показались москвичам очень долгими, а реставраторам одним мигом, шла активная фаза реставрации Египетского павильона Останкинского дворца. Сегодня он открыт для посетителей и там уже работает первая выставка. О дворянских традициях рассказала Ирина Ефремова, главный научный сотрудник Государственного дворцово-паркового музея-заповедника Останкино и Кусково , куратор выставки В гостях у графа Шереметева.
Усадьба для праздников Пока реставраторы укрепляют фундаменты и вывешивают стены Главного дома и Итальянского павильона, в Египетском павильоне кипит жизнь и проходит выставка В гостях у графа Шереметева. Все увеселительные усадьбы строили именно для праздников, великолепных приемов, объясняет Ирина Ефремова. И Останкино славится несколькими такими грандиозными приемами: в честь Павла I, польского короля Станислава Понятовского и Александра I.
Программа этих визитов была выверена до мелочей, как придворный церемониал: осмотр парка и дворца, театральное представление, а затем кульминация застолье. Висит в воздухе и сохраняет подлинность.
Архитекторы-реставраторы о работах в Останкинском дворце Роскошь и минимализм Шереметевых В центре Египетского павильона воссозданы пиршественные столы на основе сохранившихся в фондах музея подлинных чертежей конца XVIII века. Во время одного из приемов давали оперу Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила на сцене блистала прима шереметевского театра, крепостная певица Прасковья Жемчугова, которая впоследствии стала графиней Шереметевой.
Главные герои выставки подлинные сервизы, которыми сервировали столы для тех самых приемов. У Шереметева было, конечно, много серебряной и даже золотой посуды, рассказывает Ирина Ефремова. Но к концу XVIII века в моду вошли фарфор и фаянс английской фабрики Джозайи Веджвуда. Моду на английский фаянс ввела императрица Екатерина II. На столе несколько сервизов, один работы английской мануфактуры Веджвуд , выполненный из знаменитого фаянса цвета сливок, в шереметевских документах его еще называли палевым фаянсом. Специалисты считают, что такого изысканного сливочного оттенка фаянс поставляли только в Россию, отмечает куратор. Это особенность именно русского вкуса, который шел еще от Екатерины II.
Фарфор впечатляет не росписью, а изящной лаконичностью декора по моде конца XVIII века он вполне бы вписался даже в современные минималистичные интерьеры. Интересны и формы: здесь и многочисленные террины (миски с крышками для горячего), и уникальные даже для музейных коллекций предметы грелки для тарелок. Внутрь наливали горячую воду, сверху ставили какое-то блюдо. Почему? Потому что кушанья подносили по улице из кухонного флигеля. Эти грелки большая редкость, а у нас есть , с гордостью говорит Ирина Ефремова.
Парадокс Египетского павильона, который на самом деле римский Архитектура Египетского павильона это игра в античность, столь популярная в эпоху Просвещения. Павильон построен в виде атриума внутреннего дворика римского дома. А почему тогда он Египетский? Много египетских ценностей находили во время раскопок римских городов. В это время еще не делали различия между Античностью и Египтом, поясняет Ирина Ефремова. Считалось, что все это было в одно и то же время. Египетские мотивы проявились в деталях, например в сфинксах, венчающих печи. Мы подсчитали: сфинксов, таких модных в конце XVIII века элементов декора, во всех интерьерах дворца можно насчитать чуть более сотни , делится куратор выставки.
Искусство отдыхать Лозунг эпохи Просвещения Развлекая, поучать воплотился и в планировке дворца. Интерьеры были созданы так, чтобы глаз не уставал, поясняет Ирина Ефремова. Большой и светлый зал чередуется с узкой, затемненной галереей. Покои великолепия с роскошным убранством сменялись покоями отдохновения , где можно было немного расслабить идеальную осанку. В проходной галерее, которая была покоями отдохновения , в свое время находились многочисленные ломберные столики для карточных игр. До реставрации галерея использовалась как музейное хранилище. И только сейчас появилась возможность восстановить этот интерьер.
Разведка графа Шереметева и его оживший портрет Останкинский дворец был для Николая Петровича Шереметева способом утвердить свой статус в соревновании с другими вельможами. Его главный соперник канцлер Александр Безбородко. Он даже засылал к нему в дом своих агентов, чтобы те посмотрели, что у канцлера нового , поясняет Ирина Ефремова. Это соперничество двигало не только моду, но и искусство, заставляя создавать все более изысканные интерьеры и устраивать еще более грандиозные празднества. Например, Шереметев приказал отделать серебром (по последней моде) капители и базы пилястр, а также изящную резьбу на дверных полотнах и откосах. Но со временем серебро окислилось и потемнело. Когда реставраторы обнаружили подлинное серебрение под более поздними слоями, это стало настоящим открытием.
Состоялся специальный реставрационный совет, на котором решали, восстановить ли серебрение или позолотить элементы резьбы. В итоге решили заменить серебрение белым золотом, которое не окисляется и имеет такой же серебряный оттенок. Теперь интерьер выглядит так, как он был задуман в XVIII веке при строительстве дворца. На входе гостей встречает оживший портрет графа и детальный интерактивный макет Останкинского дворца и сада можно переключать режим дня и ночи, когда начинались балы, а в воздух взлетали фейерверки.
По-настоящему дворец В XVIII веке Останкинский театр-дворец назывался просто большим домом. Все изменилось после приезда в Останкино Александра II в 1856 году. Он провел здесь несколько дней перед коронацией, и тогда большой дом получил статус дворца. К этому событию обновили интерьеры и привезли новую мебель. Принимал Александра II уже не Николай Петрович, а его сын граф Дмитрий Николаевич. Сделал он это с не меньшим изяществом и блеском, чем его отец. Египетский павильон создавали для увеселений: здесь звучала музыка, были театральные представления, интересные застольные беседы, царила атмосфера радости и творчества. И сегодня, в разгар сложнейшей реставрации в других павильонах дворца, снова ощущается праздник. Культура Москвы : гид по ярким событиям столицы Оперативно узнавайте главные новости в официальных каналах города Москвы в мессенджерах MAX и Телеграм.
Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка
Экскурсию по выставке «В гостях у графа Шереметева» для «Культуры Москвы» провела Ирина Ефремова, ее куратор и главный научный сотрудник Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково». Три года, которые показались москвичам очень долгими, а реставраторам одним мигом, шла активная фаза реставрации Египетского павильона Останкинского дворца.
https://www.gubnews.ru/news_mos.php?id=60519