Когда государство займется проблемой профориентирования школьников?


image

18.04.2024 12158

В Москве занимаются темой профессионального ориентирования старшеклассников. Их знакомят с медицинскими профессиями и дают знания, которые потребуются им при поступлении и обучении в медвузе. Подобные инициативы реализуются и в некоторых других регионах, однако они носят точечный, а не системный характер. Тогда как проблема дефицита кадров для отрасли здравоохранения не теряет актуальности уже несколько лет.

Как показывают исследования Российской академии образования, примерно 40% молодежи выбирают будущую профессию, основываясь лишь на внешней привлекательности и поверхностных знаниях о ней. Как результат, уже 30% — 50% первокурсников разных вузов хотели бы изменить избранную ими специальность. Применительно к медицинской и фармацевтической сфере это означает, что многие выпускники профильных вузов, получив диплом, ищут работу, не связанную с их непосредственной профессией. Каждый третий врач жалеет о выборе профессии. Когда медработников спросили, посоветовали бы они себе молодому идти в медицину сейчас, лишь 65% медсестер ответили положительно. Среди врачей не жалеют о выборе чуть больше половины. 

Среди фармспециалистов ситуация не лучше. На вопрос «Если бы можно было перенестись в прошлое, пошли бы вы учиться на провизора после окончания школы?», 51% респондентов дали утвердительный ответ, а 47% — отрицательный. Лишь 15% фармспециалистов хотели бы, чтобы их дети получили высшее фармацевтическое образование. Почти половина (45%) были бы против такого решения. Практически каждый десятый (11%) одобрил бы такой выбор, если бы у ребенка была возможность устроиться на фармпроизводство (подразумевая “лишь бы не в аптеку”).

По данным министра здравоохранения Михаила Мурашко, дефицит врачей в России составляет около 25—26 тыс. человек, среднего медперсонала — около 50 тыс. Обеспеченность врачебными кадрами в 2022 году снизилась на 1,3% — до 37,2 врача на 10 тыс. населения (в 2021 году — 37,7). По данным Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава, за прошлый год из медучреждений ушли 9,7 тыс. врачей и 38,9 тыс. среднего медперсонала. Падение уровня обеспеченности врачебными кадрами наблюдается уже два года во всех федеральных округах. Вдобавок возраст работающих в российском здравоохранении врачей неуклонно растет, несмотря на то что медицинские вузы ежегодно выпускают примерно 50 тыс. молодых специалистов. Число уходящих из системы здравоохранения России врачей примерно соответствует числу приходящих в отрасль специалистов.

Дефицит кадров в здравоохранении невозможно преодолеть без правильной популяризации плюсов врачебной профессии, считают главные внештатные специалисты Минздрава. Ключевую роль в этом процессе должно играть государство. Проблема кадрового дефицита врачей разных специальностей должна решаться через популяризацию этой профессии, уверен главный внештатный специалист-кардиолог Минздрава, генеральный директор НМИЦ кардиологии им. ак. Е.И. Чазова академик Сергей Бойцов.

«Несмотря на десятки телесериалов желания идти в медицину после их просмотра нет. Все, конечно, зависит от создания правильной атмосферы вокруг профессии. И в общем-то, это задача государственная, потому что государство должно быть активным участником этого процесса, в том числе через правильную популяризацию профессии врача», — сказал Бойцов.

В 2020 году Национальная ассоциация заслуженных врачей и наставников предлагала реализовать проект профориентационной работы со старшеклассниками "Медицина — мое призвание". Он был нацелен на привлечение талантливой молодежи из числа старшеклассников, которые не проходили обучение в классах медицинского профиля. Предлагалось, чтобы 40 специально подготовленных медиков проведут в 12 базовых школах пилотных регионов, включая Москву, профориентационные лекции со старшеклассниками, где познакомят их с наиболее востребованными медицинскими профессиями. Также планировалось проведение экскурсий с учащимися 10-11 классов базовых школ в медицинские вузы, в лечебные заведения («Один день с врачом»). Однако он не получил грантовую поддержку Фонда президентских грантов.

В регионах решают проблему привлечения мотивированной молодежи своими силами. В Москве благодаря реализации нового стандарта предпрофессионального образования в медицинских классах ученики могут получить углубленные знания по профильным предметам и овладеть базовыми практическими навыками, что поможет им в дальнейшем осознанно выбрать профессию. По словам мэра столицы Сергея Собянина, будущие медики проходят обучение по расширенным курсам биологии, химии и (по выбору) математики. На остальных предметах ребята тоже знакомятся с профессией врача: изучают медицинский английский, читают литературные произведения, посвященные медицине.

Самое главное, курсом предусмотрены практические занятия, на которых школьники знакомятся с техникой базовых медицинских манипуляций: их учат измерять давление, пульс, частоту дыхания, проводить анализ результатов исследований. При помощи специальных роботов-тренажеров ученики могут отрабатывать навыки оказания неотложной помощи.

Познакомиться с медицинской профессией можно и будучи учеником обычного 10-11 класса. Для старшеклассников организуют экскурсии в медицинские организации Москвы, в том числе детскую и взрослую поликлиники, многопрофильный стационар и подстанцию скорой помощи. В этом учебном году для школьников уже провели около 500 экскурсий и свыше 180 встреч с врачами терапевтического и хирургического профилей, а также с акушерами, гинекологами, аллергологами, иммунологами, травматологами, онкологами, анестезиологами и другими специалистами. Благодаря таким мероприятиям школьники узнают об опыте учебы в медвузах и о вызовах, с которыми сталкиваются современные врачи. 

СРО «Ассоциация независимых аптек» в этом году запускает пилотный проект в Москве по профориентации школьников с уклоном в фарму. Им будут рассказывать о профессиях в фармацевтической отрасли, возможностях карьерного развития. В перспективе в планах масштабирование пилота в других регионах. 

В Красноярском крае силами члена совета ассоциации, депутата районного совета депутатов Красноярского края, провизора Марины Ионик такая деятельность уже ведется. Подростки могут побывать на экскурсии в аптеке и узнать об особенностях фармацевтических профессий на специальных открытых уроках, сообщила директор СРО Виктория Преснякова.

Для того, чтобы решить проблему нехватки специалистов, нужно целенаправленно заниматься профориентацией, причем с самого раннего возраста, убеждена генеральный директор ООО «Аптека 245» (Тольятти) Елена Гладкова, в семье которой пять человек с высшим фармацевтическим образованием. 

“Современные дети не понимают сути нашей профессии: как они могут в ней себя реализовать и сколько могут заработать, — продолжает эксперт. — Мы всегда идем навстречу школам, которые к нам обращаются с просьбой провести экскурсию для учащихся. Но таких запросов немного”.

Поэтому в своей компании Гладкова ввела традицию: 1 сентября детей сотрудников, которые идут в первый класс, приглашают в гости в аптеку. Там их поздравляют их с этим событием, дарят подарки, рассказывают о предприятии. 

“Последние лет восемь мы проводим для них квизы на тему фармации, аптечного дела, — рассказывает эксперт. — Показываем отснятый нами фильм про профессию и устраиваем экскурсию по центральной аптеке, где они видят пиявок, наркотическую комнату, рецептурно-производственный отдел. Провизор-аналитик показывает им химические реакции, дает самим приготовить глюкозу, расфасовать по пакетикам, а потом съесть ее”. 

Чем лучше мотивированы и профессионально ориентированы абитуриенты и студенты, тем меньше в дальнейшем будет потерь, убежден член совета СРО, ректор ФГБОУ ВО Санкт-Петербургского Государственного химико-фармацевтического университета Игорь Наркевич. По его словам, такие ребята будут более активно идти работать в отрасли, и кадровая проблема не будет иметь той остроты, которую она приобрела за последнее время.

Интересно, хотя все говорят о дефиците фармацевтических кадров, точных цифр на этот счет нет. Зато показателен индекс HeadHunter, который рассчитывается как отношение количества резюме к имеющимся вакансиям. Сейчас он составляет 2.0, а при уровне от 1.9 и ниже ситуация оценивается как критическая.

Справочно: в России подготовка медицинских и фармацевтических кадров осуществляется в 62 образовательных организациях высшего медицинского образования, подведомственных Минздраву, на 45 медицинских факультетах классических университетов, подведомственных Минобру, а также в частных образовательных организациях.

Вадим Винокуров

Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка