Чемодан таблеток: какие опасности подстерегают “лекарственных челноков” и их клиентов


image

05.01.2023 11657

Новости об уходе с российского рынка западных брендов и рост цен заставили многих вспомнить о таком явлении 90-х, как челноки. И хотя фармпроизводители свою деятельность в нашей стране не сворачивали, в первую очередь возник спрос на “лекарственных челноков”. Далеко не во всех странах к этому бизнесу относятся благодушно, да и на российской границе чемодан таблеток может создать проблемы. Серьезные риски есть также для тех, кто готов принимать эти препараты.

“Лекарства, которые частным образом привозятся из-за границы, — опасная история в связи с тем, что эффективность иностранных лекарств более высокая, чем тех, что продаются у нас, даже если это одна и та же фирма-производитель, — утверждает врач и юрист, руководитель Центра по защите прав граждан в сфере здравоохранения «Право на здоровье» Николай Чернышук. — Врачи об этом прекрасно знают”.

Наглядный пример — антикоагулянты, говорит эксперт. Люди принимают их после операции на клапане сердца, при аритмии. Некоторые пациенты считают, что будет лучше, если они будут принимать препарат, купленный за границей, и просят знакомых приобрести его там для них. И хотя речь идет ровно о той же самой дозировке, которую им рекомендовал врач, нередко это приводит к осложнениям. 

“Они похоже на те, что возможны при передозировке лекарства, — уточняет Чернышук. — Поэтому пациентам следует принимать препараты, произведенные за рубежом и не предназначенные для продажи в России, с большой осторожностью”.

Добавим, что в большинстве западных стран купить лекарство в аптеке без рецепта попросту нереально. Куда лояльнее законодательство в таких странах, как Турция, Египет, Болгария, Армения, Грузия. Именно в этом направлении и устремились лекарственные челноки. 

Раньше за недорогими лекарствами в Турцию приезжали туристы из стран Евросоюза, где таблетки стоят гораздо дороже. В основном это были граждане Румынии, Греции. В этом году их число пополнилось гостями из России. Способствует такому тренду и тот факт, что в Турции принимают карту "Мир".

Предприимчивые турки быстро осознали этот тренд и научились зарабатывать на нем. Вокруг популярных у россиян гостиниц стали открываться новые аптеки: бум наблюдается в курортных городках Анталье, Белеке, Аланье, Кемере, Мармарисе, Бодруме. Более того, турецкие фармацевты выучили названия российских лекарств и запросто подбирают к ним местные аналоги. Рассказывают, что цены на некоторые позиции отличаются в десять раз. К тому же россияне торгуются даже в аптеках и получают скидки как оптовики.

Спокойно отнеслись к ажиотажному спросу на медикаменты со стороны русских и в Болгарии и Грузии. А вот в Египте руководству не нравится, что туристы пользуются благами, которые предназначены для граждан страны. Низкие цены на лекарства в аптеках объясняются государственными субсидиями. Россиян предупредили, что больше 10 блистеров им вывезти не дадут. 

В каждой стране утвержден собственный перечень запрещенных психотропных, наркотических и сильнодействующих веществ. И те лекарства, которые продаются за границей в свободном доступе, могут быть запрещены в России. К примеру, противокашлевый декстрометорфан, производное морфина, которое можно купить, например, в Турции, у нас является психотропным.

Так что если “лекарственный челнок” перевозит препараты, которые относятся к группе психотропных и сильнодействующих, скорее всего его задержат прямо на таможне. Это деяние подпадает под действие ст. 234 УК РФ “Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта”, предостерегает эксперт. Оно наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

“Если челноки будут говорить, что везут эти медикаменты не на продажу, а для личного пользования, то от них потребуют доказательств: рецептов, выписок из медицинской карты и т.д., — рассказывает Чернышук. — Подтверждающие медицинские документы (их заверенные копии) составляются на русском языке, либо прилагается их нотариально заверенный перевод на русский язык”. 

При ввозе или вывозе из России лекарственных препаратов, гражданам необходимо сначала изучить их состав, согласен начальник отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Хабаровской таможни Андрей Раздобара. Поскольку за ввоз или вывоз сильнодействующих веществ в России предусмотрена уголовная ответственность статьей 226.1 (контрабанда сильнодействующих веществ) и рядом других статей УК РФ.

Не стоит забывать о том, что даже если человек с чемоданом лекарств без проблем пересек границу, торговать этими медикаментами он не имеет права. Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» предусмотрено, что розничная продажа лекарственных средств и препаратов в объеме, достаточном для выполнения медицинских и ветеринарных назначений, допускается только в аптеках и аптечных пунктах. Таким образом, реализацию лекарств на платной основе вправе производить только медицинские учреждения и фирмы с фармацевтической лицензией на розничную торговлю лекарственными средствами.

“Возможность реализации неиспользованных медикаментов через интернет законодательством также не предусмотрена, поскольку Правила продажи товаров дистанционным способом не применяется при реализации товаров, запрещенных или ограниченных в обороте, куда и относятся лекарства”, — комментирует помощник прокурора Чекмагушевского района, юрист 1 класса Елена Викторова.

По ее словам, лекарство нельзя продать с рук или через интернет, его можно только отдать даром. Впрочем, на наркосодержащие и психотропные препараты это исключение не распространяется.

Ну а что если человек принимал лекарство, привезенное ему частным образом из-за границы, и умер, а члены семьи связывают эти два события и пишут жалобу на “челнока” в правоохранительные органы, обвиняя его в непредумышленном убийстве? 

“Конечно, в этом случае должна быть проведена проверка, — заверил Medargo.ru Николай Чернышук. — Если вдруг выяснится, что “челнок” занимался незаконной медицинской деятельностью: сам “прописал” спорное лекарство человеку и продал ему его, это одно дело. Если же пациент просто попросил кого-то выполнить, по сути, работу курьера, но принимал препарат по своей воле, по своему решению, то никто в его смерти не виноват”. 

Чтобы кого-то привлекли за непреднамеренное убийство при подобных обстоятельствах, таких прецедентов в российском правоприменении не было, резюмировал Чернышук.

Вадим Винокуров

Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка