05.01.2023 15732
Приостановление плановой медицинской помощи во время пандемии привело к тому, что только в Европе был пропущен один миллион случаев рака, а 40 млн детей во всем мире не получили прививку от кори. В этом году во многих странах грипп начался раньше обычного, при этом у детей он протекает особенно тяжело (есть умершие), так как многие из них впервые подвергаются воздействию некоторых респираторных вирусов, которые в разгар пандемии не циркулировали. И это еще не все проблемы, которые достались нам в наследство от пандемии.
Когда в разгар пандемии страны ставили на стоп плановую медицинскую помощь, эксперты предупреждали, что добром это не закончится. Самые большие опасения были связаны с приостановкой онкоскринингов и вакцинации. И их опасения были не напрасны. Уже установлено, что только в Европе врачами был пропущен 1 миллион случаев. Теперь системам здравоохранения придется наверстывать упущенное и иметь дело с более запущенными случаями рака, которые намного хуже поддаются лечению.
Недавнее исследование, проведенное в Великобритании, показало, что из-за пандемии лечение почти каждого третьего онкобольного в стране было прервано и что в течение следующих 12 месяцев смертность от рака в этой стране, вероятно, возрастет на 20%.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в прошлом году около 40 миллионов детей во всем мире пропустили прививку от кори. И сегодня уровень охвата вакцинацией первой прививкой от кори (81%) находится на самом низком уровне с 2008 года. В прошлом году было зарегистрировано 9 миллионов случаев заболевания и 128 тыс. смертей.
Сильно “просела” вакцинация детей и по другим инфекциям. Так, например, в детской поликлинике БУ «Окружная клиническая больница» Ханты-Мансийска по состоянию на апрель 2020 года против дифтерии и столбняка было привито 22,6% от плана; против полиомиелита — 10,8%; против кори — 19%; против эпидемического паротита — 18,8%; против краснухи — 20,1%; против пневмококковой инфекции — 24,7%. Сокращение охвата вакцинацией было обусловлено не только приостановкой профилактических приемов, но и боязнью родителей посещать детскую поликлинику в связи с опасностью заражения новой коронавирусной инфекцией.
К счастью, в нашей стране вовремя опомнились и стали принимать меры для исправления ситуации. И к концу 2020 года годовой план иммунизации детей против всех вакциноуправляемых инфекций, кроме туберкулеза, в той же ОКБ Ханты-Мансийска был выполнен в полном объеме.
Что касается других стран, то там сегодня имеют двукратный рост числа паралитических заболеваний среди детей, связанных с вакцинородственными вирусами полиомиелита, которые поражают непривитых и легко распространяются.
За два года борьбы с ковидом мир практически позабыл, что такой грипп. Дети, рожденные во время пандемии, практически никогда не болели им. В итоге в этом году детские больницы США оказались переполнены пациентами с респираторно-синцитиальным вирусом (по данным ВОЗ является одним из важнейших возбудителей ОРВИ, и связан с развитием тяжелой острой респираторной инфекцией, а также с высоким риском осложнений и летальности, особенно у детей до года и пожилых людей).
Хотя сезон гриппа в Штатах обычно приходится на октябрь-май с пиком в декабре и январе, в этом году он наступил примерно на шесть недель раньше с нехарактерно высокой заболеваемостью. В стране уже зарегистрировано не менее 6,2 миллионов случаев заболевания, 53 000 госпитализаций и 2900 смертей от гриппа, в том числе 12 смертей детей.
«Мы наблюдаем самые высокие показатели госпитализации в связи с гриппом за последнее десятилетие», — заявил доктор Хосе Ромеро, директор Национального центра иммунизации и респираторных заболеваний при Центрах по контролю и профилактике заболеваний США.
Конечно, нет худа без добра. До пандемии COVID-19 эксперты в области общественного здравоохранения не верили, что грипп можно сдержать. А, говоря о его его профилактике, основной акцент делали на вакцинацию. Но когда во время пандемии передача гриппа прекратилась, ученые смогли получить новое представление о вирусе.
Впрочем, мнения исследователей относительно того, почему случаи гриппа так резко сократились, расходятся. Одни связывают это с такими гигиеническими мерами, как использование масок, более частое мытье рук, обеззараживание воздуха в помещениях и социальная изоляция, в то время как другие считают, что COVID-19 был доминирующим вирусом зимой.
«Теперь мы понимаем, что да, прививки действительно важны, но дополнительные меры действительно могут снизить бремя гриппа для общественного здравоохранения», — сказала доктор философии, доцент кафедры микробиологии и иммунологии в Университете Эмори в Атланте Сима Лакдавала.
Распространенность затяжного COVID-19 также привлекла внимание к аналогичным состояниям и может свидетельствовать о необходимости проведения дополнительных исследований потенциальных симптомов «затяжного гриппа».
Наконец, пандемия заставила обратить внимание на такое явление, как бессимптомное течение заболевания.
«Причина, по которой мы так явно обнаруживали бессимптомные случаи COVID-19, заключалась в том, что все неоднократно проходили тестирование, чтобы иметь возможность выйти на работу, — сказал доктор Лакдавала. — Но мы никогда не делали ничего подобного в отношении гриппа».
Пандемия новой коронавирусной инфекции — не последняя пандемия, заявляют эксперты. И уже сейчас многие страны вкладывают колоссальные средства в то, чтобы быть в состоянии вовремя предсказывать новые эпидемии (например, обрабатывая сообщения пользователей в соцсетях при помощи искусственного интеллекта) и как можно раньше начинать с ними бороться. Среди рассматриваемых средств борьбы — традиционно вакцинация. Но использовать его может оказаться сложнее, чем кажется, несмотря на технический прогресс и сокращение времени на разработку новых препаратов. Причина — “человеческий фактор”.
Еще в январе 2019 года, почти за год до появления слухов о загадочной болезни в Ухане, Китай, Всемирная организация здравоохранения назвала нерешительность в отношении вакцин одной из десяти главных угроз для глобального здравоохранения. Тогда ВОЗ писала, что причины, по которым люди могут сопротивляться или отказываться от вакцин, сложны, но включают в себя “самоуспокоенность” и недоверие к прививкам или/и медицинским работникам. По оценкам ВОЗ, 1,5 миллиона жизней можно было бы спасти во всем мире, если бы вакцины получили более широкое распространение.
То, что произошло в США во время пандемии COVID-19, является ярким примером смертельных потерь, которые могут возникнуть из-за нерешительности в отношении вакцин, пишут американские СМИ и приводят сведения Фонда семьи Кайзер, согласно которым почти четверть миллиона смертей от “короны” с июня 2021 года по март 2022 года были среди непривитых. Это составляет 60% смертей от COVID-19, зарегистрированных за обозначенный период времени.
Пандемия показала, что необходимо прилагать больше усилий для просвещения населения в отношении научного процесса — рассказывать, чем занимаются ученые, как вообще работает наука. И борьба с дезинформацией о здоровье является основной частью готовности к следующей пандемии.
Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка