17.01.2023 5705
Российские аптеки надеются на повторное рассмотрение вопроса о расширении их нелекарственного ассортимента. Часть представителей рынка считают, что это позволит им выжить в условиях ограниченных наценок на лекарства из списка ЖНВЛП, падения покупательской способности и развития отделов парафармацевтики в супермаркетах.
В июне 2022 года депутаты Госдумы Александр Петров, Олег Иванинский и Татьяна Кусайко на фоне западных экономических санкций предложили поддержать аптечные организации и расширить ассортимент нелекарственных средств. Они хотели дать право фармацевтам торговать еще более 20 группами товаров, предназначенными для поддержания здорового образа жизни, профилактики и гигиены (например, питьевой водой в бутылках — ведь сегодня аптеки могут продавать только “минералку”). Соответствующие изменения инициаторы законопроекта предлагали внести в ст.55 ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
В принципе, идея о расширении аптечного ассортимента не нова. Профсообщество давно говорит о том, что эта мера могла бы повысить рентабельность бизнеса, ссылаются на западный опыт. Однако в правительстве эту идею не поддерживают.
Расширение нелекарственного ассортимента аптек товарами, не имеющими отношения к медицинской и фармацевтической деятельности, «не соответствует целевому назначению аптечной организации», сказано в отзыве на проект, который согласован с Минфином, Минэкономразвития, Минюстом, ФАС России, а также поддержан Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве.
В случае принятия законопроекта перечень товаров, продающихся в аптечных организациях, будет максимально приближен к перечню продовольственных магазинов, говорится в том же отзыве. Впрочем, что в этом плохого, не объясняется.
Профессиональное сообщество продолжает настаивать: продажа дополнительных товаров необходима аптекам для выживания.
«Около 40% продаваемых нами медикаментов относится к ЖНВЛП, на них средняя наценка по региону составляет 16%. Ежегодно мы пытаемся закрыть убытки от реализации жизненно важных препаратов за счет других лекарств и медизделий», — рассказывает председатель правления Новгородской профессиональной ассоциации фармацевтических работников, директор сети «Здоровье» (Великий Новгород) Ольга Хруцкая.
По ее словам, за год официальный убыток сети от реализации позиций из Перечня ЖНВЛП составил 5,5 млн руб. Расширение ассортимента позволит нивелировать эти потери.
Государство постоянно увеличивает Перечень ЖНВЛП, соглашается председатель правления Ассоциации аптек Калининградской области Дмитрий Яговдик.
«Доходы аптек с каждым годом падают, альтернативы правительство не предлагает. Расширение ассортимента могло бы компенсировать выпадающие доходы, что необходимо социально значимым аптекам», — считает он.
Лично мне вспоминается “Почта России” с ее социальным проектом — в сельской местности открыть аптечные пункты на базе почтовых отделений. Ранее, как вы, наверное, заметили, “почтальоны” стали торговать продуктами питания: печеньем, крупами, консервами, шоколадом, макаронами и т.д. Это расширение функционала одобрил сам президент страны Владимир Путин. Так почему “Почта России” может и письма доставлять, и за ЖКХ платежи принимать, и препараты отпускать, и здоровый образ жизни пропагандировать, и тушенкой торговать, а аптечное предприятие продать те же палки для северной ходьбы или обычный мед — не вправе?
А что же западный опыт, на который часто ссылаются сторонники наращивания аптечного ассортимента? Он весьма разнообразен.
Так, американские аптеки поражают огромным количеством товаров, которые никакого отношения ни к фармации, ни к здоровью не имеют. Пилки и лаки для ногтей, мыло, зубная паста, соль для ванны, жевательная резинка, краска для волос, игрушки, подгузники, туалетная бумага, смеси и декор для выпечки, различные элементы для праздничного оформления дома, журналы моды, школьные принадлежности, молоко и даже алкоголь. Широко представлены контактные линзы и слуховые аппараты.
В отличие от многих других стран, Франция сохраняет монополию аптек на лекарства: здесь вы ни за что не найдете ибупрофен в супермаркетах. В последних максимум, что можно обнаружить, — это отдел «парафармацевтика», в котором продаются средства по уходу за кожей, зубная паста, кусачки для ногтей.
В Германии аптекари, кроме лекарств, парафармацевтики и медизделий, торгуют книгами и журналами по теме здоровья.
Как говорят люди, побывавшие в Поднебесной, китайская аптека похожа на лабиринт. Высоким спросом среди местных жителей пользуется известный и россиянам тигровый бальзам, лягушачий жир (якобы повышает либидо женщин, добавляется в супы), ласточкины гнезда (построенные с использованием ласточкиной слюны, которая богата белком, они, как полагают, укрепляет суставы, кожу и иммунную систему). В большом фаворе лекарственные растения. Например, маленькие красные плоды волчьей ягоды добавляют в суп или чай. Делают это для улучшения остроты зрения.
В аптеках Японии можно купить множество предметов первой необходимости: от спрея для чистки ванной комнаты, стирального порошка, картофельных чипсов, онигири (блюдо японской кухни из пресного риса, слепленного в виде треугольника или шара) и конфет до алкоголя. Сюда же отправляются за декоративной и уходовой косметикой и табачными изделиями.
Купить сигареты можно и в аптеках провинции Британской Колумбии на западе Канады, тогда как на остальной территории страны это было запрещено еще в 2013 году.
Во многих странах экспериментируют с фитобарами и уголками здоровой/полезной пищи в аптеках. Например, в позапрошлом году израильская сеть “Супер-Фарм” включила в свой прайс-лист бутерброды, выпечку, салаты, тапас, спагетти и супы. Законы этой страны запрещают продавать продукты там же, где продают лекарства. Чтобы обойти их, в продуктовый отдел сделали отдельный вход. Маленький сэндвич в переводе на рубли (по курсу 2021 года) стоил 500 руб., два сваренных вкрутую яйца и соевые бобы — 350 руб., кофе — 230 руб., один банан — 69 руб.
Пока фармацевтическое сообщество России спорит о том, что еще можно позволить аптекам реализовать населению, поликлиника №2 города Прокопьевска (Кемеровская область) сдала в аренду часть своего холла возле регистратуры … мясной лавке. Судя по геосервису, в здании поликлиники также нашлось место двум парикмахерским, ателье, магазину товаров для рыбалки, пивной, табачному магазину и церковной лавке.
После того, как кто-то из посетителей поликлиники выложил фотографию мясного отдела в сети, медицинской организацией тут же заинтересовались контролирующие и проверяющие органы. Минздрав Кемеровской области уже начал проверку медучреждений по всему региону. О начале проверки по данному факту сообщил и территориальный орган Росздравнадзора. А мясники через сутки из поликлиники съехали. Но вот, что интересно. Судя по многочисленным отзывам местных жителей, опубликованных в интернете, они совсем не против такого соседства.
Вот, что они пишут: “Никогда еще колбаса не была столь докторской”. "Видимо человек [который сделал пресловутое фото — прим. автора] первый раз в эту поликлинику зашел. За последние 12 лет там только парикмахерская появилась, раньше буфет был в этом помещении", "Я один не понимаю, что здесь такого?", "Опомнились. Кому помешал магазинчик, сколько помню, он там всегда был".
У нас большая страна, состоящая из очень разных территорий со своими “местными” особенностями. И если в Москве расширение ассортимента аптек действительно выглядит странно и даже не логично, то, возможно, в небольшом городе или тем более в деревне это очень даже востребовано, оправдано и разумно. Как и передвижные аптеки, возрождение которых уже обсуждается много лет. В городе-миллионнике они скорее всего не нужны, но в труднодоступных, удаленных, малонаселенных местностях их легитимизации ждут с нетерпением.
Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка