20.01.2023 7127
Законопроект по интеграции системы здравоохранения новых территорий в прошлом году был внесен в правительство страны. Документ подразумевает особенности интеграции, касающиеся кадровых вопросов, медобразования, оказания медпомощи, обязательного медицинского страхования. Сколько времени уйдет на это? В Крыму и Севастополе аналогичный процесс до сих пор не завершен. По крайней мере, в марте 2021 года власти республики обещали президенту РФ к 2023 году достичь “соответствия своих клиник лицензионным требованиям на 95%”.
Так что же происходит в системе здравоохранения присоединенных территорий: ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, с какими сложностями сталкиваются участники рынка, медики и пациенты?
Уже в октябре, как только договоры о вхождении новых регионов в РФ были ратифицированы, на сайте SuperJob появились вакансии для фармспециалистов в этих территориях. На должности фармспециалистов могут претендовать как местные жители, так и готовые к релокации. Провизору в Первомайске ЛНР готовы платить 20 тыс. руб. (на руки, после уплаты налогов), в Макеевке ДНР уровень оплаты труда несколько ниже — 16 289 руб., в Антраците ЛНР — еще ниже: здесь готовы платить 15 572 руб. Есть вакансия фармацевта-провизора и в поселке городского типа Акимовка Мелитопольского района Запорожской области. Уровень оплаты труда в объявлении не указан.
Численность медиков в новых регионах России необходимо увеличить, заявил министр здравоохранения России Михаил Мурашко.
"Сегодня функционируют два вуза: Донецкий и Луганский медицинские университеты, они вольются в систему высшего российского медицинского образования", – сказал министр.
Звучит, конечно, странно с учетом того, что регионы вошли в состав России. Ну а куда еще они могут “влиться”? Вопрос в том, в какие сроки это будет происходить, как быть с теми врачами, которые получили образование до всех событий? Будут ли признаваться их дипломы?
Пока что известно, что Минздрав намерен провести обучение для руководства учреждений здравоохранения ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Как отметила и.о. директора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Ольга Кобякова, основная цель обучения – погрузить специалистов новых регионов в работу в условиях российского законодательства и нормативного регулирования, обучить особенностям статистического учета, финансово-экономической деятельности.
"Будут подниматься важные темы организации лекарственного обеспечения, управления медицинскими организациями и другие актуальные вопросы", – сказала она.
Программой предусмотрены выезды в медицинские организации, медицинские информационно-аналитические центры, территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В Мариуполе всего за 85 суток был построен многофункциональный медицинский центр. Специалисты Военно-строительного комплекса возвели клинику площадью свыше 5 тыс. кв м в рекордные сроки, работать приходилось в круглосуточном режиме.
Новая больница оборудована по последним стандартам: одноместные и двухместные палаты оснащены медицинскими консолями, кислородными системами, современной техникой и мебелью. В корпусе есть реанимация, диагностический блок, операционные, кабинет физиотерапии, лаборатория и диагностические отделения КТ, рентген, УЗИ, эндоскопия. У больницы есть своя кислородная станция.
На совещании с членами правительства, которое состоялось сразу после новогодних праздников, президент России Владимир Путин призвал разработать меры поддержки для медиков, которые трудятся в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
На том же мероприятии Михаил Мурашко рассказал, что для новых регионов закупили и поставили 50 специально оснащенных автомобилей, 386 машин скорой помощи для обновления половины автопарка. На сумму более 7,5 млрд рублей закупили препараты для лечения ВИЧ и туберкулеза.
Прошли диспансеризацию свыше 110 тысяч детей, нуждающихся в медпомощи. В октябре 2022 года на эти цели правительство направило 353,26 млн рублей, в декабре – еще 435 млн рублей. Девять пациентов с жизнеугрожающими заболеваниями получили лекарства по линии фонда «Круг добра».
Кроме того, были созданы территориальные органы Росздравнадзора и опубликованы указы о создании терфондов ОМС. Эти терфонды, кроме своих привычных обязанностей, получат функции страховых медорганизаций: будут сами оплачивать медпомощь, выдавать полисы ОМС, работать с застрахованными и отвечать за проверку качества медпомощи.
Впрочем, на встрече премьер-министра Михаила Мишустина с главой Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Ильей Баланиным было объявлено, что система ОМС в полном объеме заработает в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях лишь с 2024 года.
Минздрав России опубликовал проект с правилами оказания медпомощи гражданам новых субъектов. Согласно документу, на финансирование системы ОМС в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях в 2023 году запланировано 98,6 млрд рублей.
На 1 июля 2022 года суммарно на этих территориях проживали 5,1 млн человек. Основной объем средств на оказание медпомощи (43,9 млрд рублей) получит ДНР, где, по данным Минздрава, проживают 2,2 млн человек. Для самого малочисленного из новых регионов РФ – Запорожской области (600 тысяч человек) – предусматривается 10,8 млрд рублей.
Луганской Республике на медпомощь по ОМС требуется 10,8 млрд рублей, Херсонской области – 13,6 млрд рублей. В общие 98,6 млрд рублей входят и 6,6 млрд рублей на лечение граждан новых субъектов в других регионах России.
Суммы рассчитаны по состоянию на ноябрь 2022 года, исходя из средних российских нормативов объемов медпомощи на одного человека и с учетом коэффициента дифференциации, равному 1 (такой же у Республики Крым и Севастополя).
Подушевой норматив на одного человека определен, как и в целом по России, в 16 766 рублей. Расходы на ведение дела страховых медорганизаций и работу ТФОМС (обе организации пока объединены в одну) составят предварительно 1,373 млрд рублей.
При этом бюджеты ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей, так же, как и будущих территориальных фондов ОМС, будут утверждаться в упрощенном порядке на один год. Таковы временные особенности бюджетирования новых регионов, отнесенных к высокодотационным.
Гармонизация местного и федерального законодательства – долгая и кропотливая работа, отмечают юристы. В процессе этой работы выявляются разночтения между местными и российскими нормами, обсуждаются и вносятся поправки. Такие процессы идут во всех четырех субъектах, при этом эксперты отмечают, что ситуация в Херсонской и Запорожской области обстоит сложнее и работы предстоит больше, нежели в ДНР и ЛНР.
Это связано с тем, что ДНР и ЛНР начали путь к сближению с Россией еще в 2014 году, объявив о своем суверенитете и независимости от Киева. Все эти годы они формировали свою законодательную базу, во многом опираясь на опыт России. Однако даже в этих субъектах переход сопровождается множеством трудностей.
Например, система маркировки лекарств, которая в нашей стране была внедрена больше двух лет назад, здесь не работает. Как говорится на сайте оператора системы, компании ЦРПТ, в случае оптовой продажи лекарственных препаратов юридическим лицам из ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской области вывод медикаментов осуществляется с помощью операции “списание без передачи на уничтожение”.
В случае добровольного пожертвования аптекой гражданам или бойцам на территории ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской области осуществляется вывод лекарственных препаратов с помощью операции 512 (Отпуск лекарственных препаратов по документам, отличным от кассового чека).
Это говорит о том, что дальше путь препаратов по этим территориям не прослеживается. Куда они уходят, как ими лечат, где их хранят, доподлинно неизвестно.
Если на территории присоединенных регионов человеку выпишут рецепт на лекарство, которое гражданам России полагается бесплатно и которое невозможно будет найти в округе, то получить его за пределами своего места проживания этот пациент тоже не сможет.
Руководитель одного из фармпредприятий в Донецкой области рассказал на условиях анонимности, что проблем с поставками лекарств в регион, в целом, нет. Во-первых, есть множество дистрибьюторов, которые как раньше тут работали, так и сейчас продолжают: в том числе из Ростовской области, Москвы. Во-вторых, идет полное финансирование отрасли из федерального центра, рассказал собеседник.
Но по его словам, интеграция происходит без должного переходного периода.
“Нам уже сейчас необходимо соответствовать российским требованиям, чтобы продолжать работу, – пояснил эксперт рынка. – Но для того, чтобы внедрить маркировку лекарств, например, необходимо хотя бы обеспечить бесперебойную работу интернета, чтобы можно было в режиме реального времени выгружать данные в систему. А это в условиях продолжения боевых действий затруднительно”.
Есть серьезная проблема по этиловым спиртам, продолжил источник. Их отгрузка его компанией была приостановлена, потому что по российскому законодательству на них требуются лицензия, акцизы.
“Недавно мы подали документы на регистрацию наших лекарственных средств в Росздравнадзоре, а нам пришел ответ: предоставьте кадастровые номера участков, где расположены производственные корпуса. У нас не проводилась кадастровая оценка, мы не подключены к российской информационной системе”, – констатировал эксперт.
Много вопросов относительно того, как работать по ФЗ 44 о госзакупках, с регистрацией ЛС. Сначала производители заплатили деньги в Украине, чтобы пройти ее, затем в Донецкой Народной Республике, но теперь эти документы не признают в России, и требуется заново тратить время, средства, чтобы пройти процедуру.
Напомню, что после присоединения Крыма был установлен переходной период в год, хотя в конце 2016 года Крым подсчитал, что сможет подтянуть свои медучреждения до общероссийских стандартов за 10 лет и считал, что на это потребуется 17,5 млрд руб.
Самая распространенная проблема крымских лечебных учреждений – несоответствие помещений санитарным правилам и нормативам: в них слишком маленькие палаты, нет вентиляции, централизованного горячего водоснабжения, локальных очистных сооружений. Есть сложности с оформлением регистрационных удостоверений на медицинское оборудование, со штатной численностью медработников.
Для реконструкции медучреждений и достижения целей лицензирования здравоохранения Крыму было выделено 24 млрд руб. (по 8 млрд в год). Но и спустя шесть лет Севастополь и Крым оказались не готовы работать в действующей на территории Российской Федерации системе лицензирования медицинской деятельности, признал Минздрав. Срок работы местных медучреждений без получения лицензии неоднократно продлевали. Последний раз – до 1 января 2023 года.
Удастся ли на этот раз? Будем вместе с вами следить за развитием событий.
Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка