13.06.2025
Столичный метрополитен многие называют подземным музеем, ведь там можно увидеть мозаики, витражи и скульптуры великих советских художников. Об этом — выставка «Высоко под землей», совместный проект Музея транспорта Москвы и Музея Москвы.
Флорентийская мозаика, гипсовые барельефы и разноцветные витражи: на первый взгляд кажется, что это находки археологов, а на самом деле мы видим их в метро каждый день, но зачастую пробегаем мимо.
К 90-летию Московского метрополитена Музей транспорта Москвы и Музей Москвы представили выставку "Высоко под землей". В нее вошли 350 самых интересных экспонатов: эскизы, слепки, фотографии, видеоматериалы и цифровые изображения.
Они позволяют рассмотреть подземные произведения искусства в деталях, узнать, как художники их создавали, какие проекты были реализованы, а какие так и остались на бумаге.
Выставка "Высоко под землей" это культурное дежавю и живой диалог с каждым посетителем о том, что наше любимое метро не только главная транспортная артерия Москвы, но и ее главный музей, ставший частью культурной ДНК города.
В экспозиции мы рассматриваем столичный метрополитен как самый неожиданный музей, в коллекции которого хранятся произведения художников первой величины. Для нас это важный шаг в изучении метро как собрания произведений искусства.
Музей транспорта Москвы первый, кто начал работу над его музеефикацией: исследованием и описанием его художественных объектов. Наша цель хотя бы ненадолго сделать из пассажиров созерцателей, которые смогут замедлиться и увидеть красоту вокруг себя, рассказала Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы.
Корреспонденты mos.ru побывали на выставке "Высоко под землей" в Музее Москвы и выяснили, откуда на станции Новослободская взялись стеклянные панно, почему своды Маяковской украшены плафонами с изображением неба и как могла бы выглядеть Белорусская на Кольцевой линии.
Искусство метро под лупой. Выставка "Высоко под землей" в Музее Москвы открылась 6 июня и продлится до 24 августа. Ежедневно миллионы пассажиров пользуются Московским метрополитеном. Их взгляд скользит мимо мозаик, барельефов, скульптур, панно. Ведь люди спешат по делам, метро вид транспорта, а не музей.
В этом и заключается парадокс: под землей спрятаны произведения искусства, в которых находит отражение история нашей страны, но они стали для большинства москвичей чем-то обыденным, привычным. Поэтому мы и решили обратить внимание на самые интересные экспонаты, собрав их в одном месте, говорит куратор выставки "Высоко под землей" Никита Голованов.
Выставка состоит из четырех разделов: "Знакомое" (посвящен тем элементам оформления метро, которые можно увидеть и сегодня), "Забытое" (о том, что оказалось утрачено за десятилетия эксплуатации), "Грядущее" (мультимедийная инсталляция размышление о месте искусства в метро будущего) и "Невоплощенное" (нереализованные проекты, так называемое бумажное метро).
Наша экскурсия по выставке "Высоко под землей" начинается в центральном зале, здесь проложен своего рода мост между прошлым и настоящим, цифровым и аналоговым. В затемненном пространстве, создающем эффект нахождения под землей, установлены дисплеи. На них трехмерные изображения скульптур и барельефов, фризов и мозаик, созданные специально для выставки.
Общие и крупные планы сменяют друг друга так, чтобы посетитель смог в мельчайших деталях рассмотреть подлинные произведения искусства. Цифровые копии в этом зале соседствуют с оригиналами: графикой, эскизами и моделями скульптур, рельефов.
Среди них модель статуи десантника, задуманная для Бауманской, и медальон с изображением волчицы, вскармливающей Ромула и Рема, предназначенный для станции Римская. Также мы видим оригинальный эскиз к гипсовому барельефу "Семья" Серафима Павловского для станции Ботанический сад (так до 1966-го называлась станция Проспект Мира).
На нем советский мужчина с малышом на руках, его жена и девочка с букетом цветов. В 1950-х годах барельеф установили в наземном вестибюле станции, но вскоре его демонтировали, рассказывает Никита Голованов.
Эффект бесконечности и иллюзия окон. Разделу "Знакомое" посвящено несколько залов, где представлены витражи, медальоны, мозаики и декоративные элементы. До строительства московского метро витражи считались символом храмового зодчества, идеологи старались избегать подобных элементов в советской архитектуре.
Но в 1951-м художник Павел Корин, работавший в жанре соцреализма, неожиданно предложил установить 32 витража на станции Новослободская. Он создал искрящиеся цветами орнаментальные композиции, на части из которых изображены представители различных профессий. Его проект приняли, а витражи с тех пор стали появляться в новых зданиях: московских высотках, павильонах ВДНХ, дворцах культуры.
В следующем зале раздела "Знакомое" видим эскиз фрески "Народные гулянья в Киеве" 1953 года со станции Киевская Арбатско-Покровской линии. В условиях постоянной вибрации, ветра и отсутствия музейного температурного режима трудно поддерживать красочные фрески.
Совсем другое дело мозаика, состоящая из смальты или камней, менее подверженных разрушениям, говорит наш собеседник. Мозаика стала основным украшением Московского метрополитена в советское время.
В этом зале эскиз станции Маяковская, оформленной 35 плафонами на тему "Сутки Страны Советов" Александра Дейнеки, выполненными в 1938-м. На фоне голубого неба летит самолет, спортсмены играют в волейбол, зреют яблони, пловцы прыгают с трамплина.
Маяковская стала одной из первых станций глубокого заложения (около 33 метров). Люди, жившие в те годы, не привыкли находиться так глубоко под землей, и Александр Дейнека создал иллюзию окон на потолке, пропускающих дневной свет, объясняет Никита Голованов.
Следующий зал раздела "Знакомое" посвящен флорентийской мозаике: мастера, работающие в этой технике, используют тончайшие пластины из натурального камня, подобранные по цвету. Одним из первых использовать флорентийскую мозаику в метро предложил архитектор Борис Иофан.
Он считал, что композиции, выполненные в такой технике, обладают особой монументальностью благодаря слиянию с мраморной отделкой стен – сюжет как бы выходит за пределы самого произведения. Этот эффект хорошо заметен на оригинальных эскизах Андрея Кузнецова.
На них изображены красно-желтые башни Кремля и знамена, украшающие путевую стену станции Царицыно. Светильники Абрама Дамского и утраченные скульптуры.
Мы обходим центральный зал выставки по кругу.
Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка
Столичный метрополитен многие называют подземным музеем, ведь там можно увидеть мозаики, витражи искульптуры великих советских художников. Обэтом— выставка «Высоко подземлей», совместный проект Музея транспорта Москвы иМузея Москвы. Флорентийская мозаика, гипсовые барельефы и разноцветные витражи: на первый взгляд кажется, что это находки археологов, а на самом деле мы видим их в метро каждый день, но зачастую пробегаем мимо.
https://www.gubnews.ru/news_mos.php?id=55793