Развитие искусства в «Московских мастерских». Как Агентство креативных индустрий помогает художникам


image

26.10.2025

О новом проекте рассказали руководитель арт-направления АНО «АКИ» Лейла Саутиева и куратор выставки «Предисловие» Этери Орджоникидзе.

В этом году заработал новый проект Агентства креативных индустрий (АКИ). Культура Москвы поговорила с руководителем арт-направления АНО АКИ Лейлой Саутиевой и куратором выставки Предисловие в Московских мастерских Этери Орджоникидзе.

Мастерские художников, расположившиеся в районном центре Место встречи София , постепенно становятся объектом притяжения, там уже показали первую выставку и открыли второй сезон резиденции.

Агентство креативных индустрий Москвы создано Правительством Москвы в 2020 году для поддержки и развития творческого бизнеса. Это подведомственная городскому Департаменту культуры структура, которая занимается поддержкой креативного сектора экономики.

"Я представляю направление арт. Мы поддерживаем галереи и художников. Помимо арт-индустрии, Агентство также занимается развитием таких направлений, как видеоигры и анимация, книжное дело, дизайн и другие. Существует целый комплекс проектов в этих сферах", - объясняет Лейла Саутиева.

Если говорить о деятельности Агентства креативных индустрий в целом, оно формирует такую среду, в которой заинтересованному человеку легко найти поддержку в виде информации, участия смежных специалистов и конкретной помощи в реализации идеи. Живой диалог встречи представителей индустрии, организуемые на площадке АКИ.лаб, уже доказали свою эффективность: объединенные общей темой участники обмениваются мнениями, обсуждают важные вопросы, что позволяет в дальнейшем выработать актуальные меры их поддержки. И это всегда живой диалог.

Ярким примером сотрудничества служит программа Aрт.Практикум, в рамках которого проходят лекции с ключевыми представителями индустрии, а также практика по созданию портфолио, разбор ошибок при подаче заявок на международные или российские ярмарки и выставки, основные базовые навыки по контрактации, изучение видов договоров, разъяснение авторских прав и как в принципе стоит относиться к коллаборациям. В списке важных мероприятий день открытых дверей с Ассоциацией арт-резиденций, где на площадке собрали резиденции из разных регионов России.

Оказывается, они никогда не собирались вместе очно. "Мы сделали такой день открытых дверей в галерее Здесь на Таганке. У каждой резиденции было свое пространство, где участники могли рассказать о себе. Кроме того, мы организовали дискуссию на тему арт-резиденций и их роли в карьере художника, мире бизнеса в России и в других странах. Формат получился очень интересный", - рассказывает Лейла Саутиева.

У проекта Арт-фабрика уже другой фокус: Агентство креативных индустрий становится звеном, связующим крупный бизнес и представителей арт-сообщества. Есть запрос бизнеса, как правило крупного девелопера, на создание большого паблик-арта в своих жилых комплексах, и любой представитель арт-сообщества от художника до архитектурного дизайн-бюро может подать заявку на создание легального стрит-арта. Иллюстрацией такого реализованного проекта с одной из строительных групп стали две скульптуры, сначала установленные в Парке Горького в качестве выставочных экспонатов, а затем переехавшие на территорию жилого комплекса.

Московские мастерские Сейчас основной наш проект в сфере арта Московские мастерские. Мы неоднократно получали обращения о нехватке инфраструктуры для художников, и речь не только о выставочных площадках, но и о доступных и профессионально оборудованных мастерских и хранилищах. Мы увидели, что это особенно актуально для молодых художников, которые только начинают свой путь. Отсутствие творческих мастерских часто становится серьезным препятствием для развития их карьеры. Так родилась идея Московских мастерских, в которых мы организовали 35 оборудованных студий для художников, продолжает Лейла Саутиева.

По сути, было организовано место, где осуществляется полный цикл: создается произведение искусства (не только живописное), диджитал-арт, инсталляции. Затем проводится итоговая выставка, где любую работу можно приобрести в коллекцию процесс коммерциализации искусства, для чего приглашается профильное сообщество. Плюс образовательная программа, которая учит, как с этим сообществом взаимодействовать. И наконец, зрители не только постоянные посетители выставок, но и многочисленные покупатели торгового центра.

"Работа над проектом с нуля, где собралось столько независимых художников без единой темы, напоминала запуск экспериментальной космической станции. Мы с командой и резидентами оказались в стерильном пространстве, которое предстояло наполнить смыслами, и каждый незамедлительно приступил к исследованию собственных тем и художественных трансформаций", - говорит Этери Орджоникидзе.

Три цели и составляющие проекта Во-первых, проект нацелен на увеличение числа художников, которые, получая мастерскую и доступ к профильному сообществу, растут профессионально. Во-вторых, обучение. Программа Арт.Практикум Агентства креативных индустрий предлагает молодым художникам первичные, необходимые для выхода на рынок практические навыки: как коммуницировать с галереями, представлять себя, упаковывать портфолио, а также базовые знания, связанные с документами. В-третьих, проект ставит целью знакомство художников с галеристами и коллекционерами. А еще в Московских мастерских любой желающий может зарегистрироваться на экскурсии, лекции или мастер-классы.

Районный ТЦ vs площадка в центре Сложно спорить с тем, что для арт-проекта, к тому же социально ориентированного, подойдет центр города. Но мастерские нуждались в особенных условиях например, с учетом технических требований: в керамических студиях должна быть раковина, в комнатах для обжига мощные печи с вытяжками. То есть банальная нагрузка на базовые коммуникации увеличивалась. Не каждое сооружение может выдержать такой запрос. А еще было необходимо пространство для выставок. В центре города достаточно много площадок, связанных с искусством, а вот в отдаленных районах Москвы они пока только начинают открываться. Для нас важно знакомить людей с работами художников не только в музеях, но и в привычных для них местах. Московские мастерские размещаются в районном центре Место встречи София.

"Наша задача сделать так, чтобы Московские мастерские стали местом, где жители могут провести время, послушать лекции, посмотреть выставку, пройти экскурсию и поучаствовать в мастер-классе", - отмечает Лейла Саутиева.

Человек заходит в районный центр и совершенно не ожидает встречи с искусством. Но он поднимается на второй этаж, проходит мимо необычной витрины, на которой висят холсты с текстом: "Вы оказались в торговом центре. Что вы видите?" и так далее.

Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка