05.12.2024
О том, как возникла империя книгоиздателя Ивана Сытина и как ей в этом помогли лубки, рассказывают на выставке в Музее русского лубка и наивного искусства.
В Музее русского лубка и наивного искусства открыта выставка "Лубочная литература: что читали на гульварах, на базарах, в деревнях". Говоря об этом, нельзя не вспомнить Ивана Сытина - самого известного издателя дореволюционной России. Свое дело он начинал именно с печати лубков, а затем использовал эти традиции в оформлении многих выходивших в его издательстве книг.
Один из организаторов экспозиции - Государственный музей культурный центр "Интеграция" имени Н.А. Островского. Подробнее о том, что можно увидеть на выставке, рассказала Арина Орлова, ее куратор.
Иван Сытин родился в 1851 году в селе Гнездиково (Костромская губерния) в семье волостного писаря. После окончания трех классов школы мальчик отправился работать к своему дяде, торговцу мехами, а затем поступил в услужение к купцу Петру Шарапову, который определил его в книжную лавку. Юноша провел на этой работе 10 лет и за это время настолько полюбил книги, что всерьез задумался о том, чтобы связать с ними жизнь.
В 1876 году Сытин женился на купеческой дочери Евдокии Соколовой. Получив четыре тысячи рублей приданого и одолжив еще три, Иван Дмитриевич купил первый литографский станок и открыл мастерскую, которая всего через несколько лет выросла в типографию "Товарищество И.Д. Сытина и К". Станок был очень хорош: французский, печатающий в пять красок - по тем временам настоящая редкость и роскошь.
Цветная печать обходилась дороже, но за счет спроса цены удавалось удерживать доступными даже для самых скромных покупателей. В те времена у крестьян в ходу были сборники анекдотов, сонники, советы по хозяйству и другое легкое чтение подобного рода. Как выглядели эти издания, можно увидеть на выставке - здесь представлены обложки нескольких таких книг.
Любили покупатели и лубочные картинки с изображением религиозных сюжетов или сцен из обычной повседневной жизни, дополненные шутливыми стишками. Сытин печатал картинки в цвете, чем снискал особую популярность, а распространял продукцию через "офеней" - так называли продавцов, развозивших товар по деревням и селам. В год типография Сытина печатала больше двух миллионов лубков.
Еще одна успешная идея Ивана Дмитриевича - выпуск карт боевых действий Русско-турецкой войны 1877-1878 годов с расположением воинских частей и укреплений. Новые листы выходили каждое утро.
Лубочная литература, кроме сонников, песенников и сборников анекдотов, включала в себя народные сказки и былины, а также произведения мировой литературы, такие как "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле и "Золушка" Шарля Перро. Правда, книги эти выходили в сильно переработанном виде, похожем скорее на вольный пересказ. Но это, кажется, было тем, что нужно для неискушенного читателя.
В 1884 году Иван Сытин в сотрудничестве с издательством "Посредник" обратился к произведениям Льва Толстого, Николая Лескова, Всеволода Гаршина, Владимира Короленко и других известных отечественных писателей, а также зарубежных философов и авторов художественной прозы. Это была качественная литература, предназначавшаяся для морально-нравственного развития читателя-крестьянина.
Иван Дмитриевич, как и всегда, ориентировался больше на простых покупателей. Он хотел, чтобы книги могли позволить себе все вне зависимости от достатка, поэтому бумагу приходилось использовать дешевую. Большой прибыли совместный проект с "Посредником" не приносил, но престижа Сытину добавил.
Например, однажды некий автор принес в издательство рукопись с просьбой ее опубликовать. При более пристальном знакомстве оказалось, что это не что иное, как одно из произведений Николая Гоголя. Незадачливому автору рекомендовали написать что-то свое.
Главную свою миссию Иван Сытин видел в том, чтобы делать знания более доступными для простого народа. Его детские издания представляли собой красочные энциклопедии для самых маленьких - они были посвящены и знакомству с разными науками ("Два и три равно пяти", "Юный химик") и окружающим миром.
Изданиями с удовольствием пользовались школьные учителя. Сейчас невозможно установить, кто именно из художников работал над той или иной книгой, ведь их имена редко выносили на обложку. Но известно, что с Иваном Дмитриевичем сотрудничали Елизавета Бем, Алексей Комаров, Николай Бартрам, Илья Репин, Константин Савицкий и другие известные иллюстраторы.
После революции 1917 года полиграфические предприятия национализировали, однако от дел Иван Дмитриевич не отошел - остался работать в своих бывших типографиях, которые располагались на Тверской и Пятницкой улицах.
Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка
Отом, как возникла империя книгоиздателя Ивана Сытина икак ейв этом помогли лубки, рассказывают навыставке вМузее русского лубка инаивного искусства. В Музее русского лубка и наивного искусства открыта выставка "Лубочная литература: что читали на гульварах, на базарах, в деревнях". Говоря об этом, нельзя не вспомнить Ивана Сытина - самого известного издателя дореволюционной России.
https://www.gubnews.ru/news_mos.php?id=49254