18.12.2024
В Московском музее современного искусства, в здании на Петровке, проходит выставка "Вещи и видения". Это юбилейный проект, посвященный 25-летию музея. С 2009 года у него нет постоянной экспозиции, коллекцию демонстрируют в формате сменных тематических аранжировок. О том, как смотреть "Вещи и видения", mos.ru рассказал один из кураторов выставки Андрей Егоров.
Коллекция музея обширна - более 10 тысяч предметов в разных жанрах и техниках, принадлежащих разным направлениям, с начала ХХ века, времени зарождения авангардистских практик, до сегодняшнего дня. Существенно, что в собрании мы представляем не только авангардную линию, но и реалистическую, неоакадемическую, наивное искусство, художников, которых сложно однозначно классифицировать. Это большая панорама, калейдоскоп российской художественной культуры.
12-я выставка к 25-летию музея стала определенным промежуточным итогом четверть века, период, соизмеримый с большой историей, говорит Андрей Егоров. Создавая "Вещи и видения", кураторы Андрей Егоров и Анна Арутюнян задумались: а что в насыщенной событиями жизни музея и его коллекции можно считать константой? Конечно, это музейный предмет, вещь в широком смысле слова: материальном, художественном, поэтическом, отчасти мистическом.
Из этого размышления родилась концепция юбилейной выставки. Как устроены "Вещи и видения"? Выставка состоит из 14 разделов, каждый назван ключевым словом, обозначающим место вещи в символическом пространстве. Отказаться от привычных историко-художественных категорий решили отчасти потому, что коллекция программно эклектична, а отчасти чтобы продемонстрировать, как предмет, оказавшись в музее и представляя собой фрагмент большого замысла, неизбежно теряет часть связей и изначального контекста. Это касается и академического, и современного искусства.
Часто кураторы, пользуясь классическим подходом, восполняют и достраивают контекст, но мы сознательно решили этого не делать. Нам было важно посмотреть на вещь отстраненно, именно как на вещь - увидеть предмет и самодостаточным, и немного странным, поясняет Андрей Егоров.
Важными персоналиями для "Вещей и видений" стали Казимир Малевич и Велимир Хлебников. Во всех работах, представленных на выставке, не просто прослеживается их влияние - создатели говорят об эхе или даже вполне ощутимом присутствии этих выдающихся деятелей авангарда. Малевич и Хлебников опередили свое время - были визионерами и пророками в широком смысле слова, из начала прошлого столетия сформулировали многое, что можно наблюдать в искусстве XXI века.
В каждом зале есть тексты своего рода манифесты, созвучные футуристической поэтике, размышления о том, что такое музей в сегодняшней эстетической и технологической реальности и что такое вещи в нем. Кроме того, кураторы подобрали строки Хлебникова, провидчески отражающие разнообразные темы залов.
Космос как идея. Выставка открывается уже на парадной лестнице - посетители видят инсталляцию Андрея Бартенева "Инопланетяне". Изначально это светящиеся костюмы для перформанса 1990-х годов, но здесь их представили монументально. Размещенные будто на фасаде здания, они акцентируют внимание на образе иного, встрече с ним. Это важно для общей концепции: музейный объект - это всегда соприкосновение и диалог с другим.
Космическая эмбиент-музыка написана специально для выставки приглашенной петербургско-московской группой Won James Won (Данила Смирнов и Тихон Кубов). Продолжает тему зал, который так и называется "Космос". Слово, в переводе с греческого означающее "порядок", своеобразная метафора визионерского мышления художника, новых горизонтов и нового опыта.
Художник сейчас теряет особый статус, который всегда у него был, мечтателя, аутсайдера, зачастую не вписывающегося в привычные социальные иерархии. От него ждут стандартной успешной карьеры, того, что он будет генерировать контент для индустрии. Но это иллюзия: художник всегда так или иначе остается визионером. Мы хотели указать на эту миссию подлинного художника-творца, который все равно размышляет о будущем, чувствует и формирует его, обустраивает реальность, - отмечает Андрей Егоров.
В этом зале куратор рекомендует обратить внимание на парную скульптуру "Без слов" Айдан Салаховой, мастерски и очень естественно сочетающей академический подход и современное видение, эксперименты с формой и смыслами. Скульптуры выполнены из белого, серого и черного каррарского мрамора, который добывают в Италии. Этот же материал использовали мастера Возрождения, например Микеланджело. Загадочный знак на раскрытой книге предлагает, разумеется, задуматься о "Черном квадрате", но вызывает и множество других ассоциаций. Символическая традиция глубже - это может быть и мистический образ бездны и непознаваемого, приобщения к тайне и мудрости, погружения в книгу. И в этом смысле вещь в музее не просто материя, она всегда указывает на что-то лежащее за пределами пространственно-временного восприятия.
А работа одного из девяти приглашенных художников - Ростана Тавасиева - демонстрирует результаты воображаемого эксперимента: уже много лет Тавасиев размышляет о масштабных художественных проектах в космическом пространстве (пока с технической точки зрения неосуществимых, но вполне возможных в обозримом или далеком будущем). Художник подходит к вопросу фундаментально: в зале можно изучить эскизы, посмотреть видео и полистать книгу, созданную в соавторстве с учеными и объясняющую космические феномены.
Хранение и реставрация. Большой зал "Хранение" уподобил фондохранилищу Московского музея современного искусства и представил нестандартные работы с точки зрения, например, размера или материалов. На огромном, четырехметровом, свитке Андрея Дюди Сарабьянова изображен инок (художника вдохновило путешествие на Афон), а на оборотной стороне море и скалы, отсылающие к пейзажному жанру китайского искусства шань-шуй.
Здесь же можно увидеть две почти идентичные картины архитектора и живописца Владимира Сомова, словно запечатлевшие разряды беспредметной энергии. Это версии до и после реставрации. К одной из стен прислонена частично упакованная картина автора другого поколения, Георгия Острецова, показанная инсталляционно, как вещь, чтобы у зрителя сложилось понимание принципов хранения.
Галерею скульптурных бюстов в центре зала расположили по хронологии - по ней можно проследить развитие и пластические метаморфозы этой формы искусства в XX и XXI веках.
Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка
В Московском музее современного искусства, в здании на Петровке, проходит выставка "Вещи и видения". Это юбилейный проект, посвященный 25-летию музея. С 2009 года у него нет постоянной экспозиции, коллекцию демонстрируют в формате сменных тематических аранжировок. О том, как смотреть "Вещи и видения", mos.
https://www.gubnews.ru/news_mos.php?id=49717