Все сложилось по формуле: как московские школьники победили на Международной химической олимпиаде


image

24.07.2025

От первых занятий в классе до задач на 90 страниц: школьники из Москвы вошли в сборную России и успешно выступили на Международной химической олимпиаде. За их победой — годы подготовки, помощь наставников и любовь к науке.

Москва создает среду, в которой талантливые школьники могут развиваться, находить наставников и пробовать свои силы на самых разных уровнях от городских конкурсов до мировых арен. Одним из таких примеров стала 57-я Международная химическая олимпиада в Дубае. Впервые все четыре участника российской сборной Константин Гунько из школы № 1589, Федор Кузнецов из школы № 1329, а также Владимир Елистратов и Виктор Демидов из школы Центра педагогического мастерства представляли Москву, и каждый завоевал золотую медаль. Эта победа стала результатом многолетней подготовки, поддержки педагогов и целеустремленности самих ребят.

Мы поговорили с участниками сборной о том, чем запомнилась олимпиада и почему химия стала для них особой наукой. Формула успеха 57-я Международная химическая олимпиада прошла с 5 по 14 июля в Дубае. В ней участвовали более 350 школьников из 90 стран. В этом году в российской команде оказались только ребята из Москвы, и все четверо стали победителями. Путь к успеху занял не один год. Финальный этап отбора проходил на химическом факультете Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова. Чтобы попасть на Международную химическую олимпиаду, нужно пройти весь цикл всероссийской олимпиады от школьного до заключительного этапа. Затем 15 20 лучших ребят приглашают на двухнедельные сборы. Мы разбираем сложные темы, решаем задачи, проводим лабораторные эксперименты.

Финальный отбор проходит по результатам олимпиады, проводимой в формате международной. Александр Белов, главный тренер сборной России по химии, доцент химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, отмечает, что школьники готовились в Центре педагогического мастерства, участвовали в лекциях, семинарах, лабораторных занятиях. Из 18 кандидатов, приглашенных на сборы, 11 представляли московские школы. Настолько сильна подготовка по химии в городе, что именно москвичи составили основу команды и показали блестящий результат.

Оба тура - теоретический и практический - продолжались по пять часов. Сначала участники решили девять задач на 90 страницах: в них отражались ключевые темы химии, а также задания, составленные с учетом особенностей страны-организатора. Практический тур включал три задания: синтез и анализ соединения железа, определение состава аминокислот и большую задачу, где нужно было одновременно провести восемь опытов для изучения смесей веществ. После соревнований у ребят была культурная программа: экскурсии по Дубаю и Абу-Даби. По итогам олимпиады сборная России заняла второе место в командном зачете, завоевав четыре золотые медали.

Лето с пользой: для школьников организованы летние образовательные смены для подготовки к олимпиадам. Научить самостоятельности и раскрыть таланты: как лучшие педагоги Москвы работают с современными школьниками. Выбор в пользу науки. Олимпиада в Дубае стала итогом многолетней подготовки 18-летнего Виктора Демидова, выпускника школы Центра педагогического мастерства. Он начал заниматься химией в омской гимназии, позже продолжил обучение в специализированном учебно-научном центре Новосибирского государственного университета. Чтобы максимально эффективно готовиться к международным соревнованиям, он переехал в столицу.

Я переехал в Москву ради возможности максимально сфокусироваться на олимпиадной химии. В онлайн-школе Центра педагогического мастерства основные предметы можно пройти в ускоренном темпе и все оставшееся время посвятить подготовке к соревнованиям. Кроме того, в столице проходят сборы, где занимаются сильнейшие олимпиадники страны. Участие в них дало возможность учиться у лучших, обмениваться опытом и реализовать свой потенциал наравне с соперниками, рассказывает выпускник школы Центра педагогического мастерства Виктор Демидов.

Благодаря подготовке в столице он выиграл всероссийскую олимпиаду, завоевал золото на Менделеевской олимпиаде в Бразилии и стал победителем Международной химической олимпиады. На ней Виктору Демидову особенно запомнилось задание, где нужно было использовать знания химии и математическую логику. Это было задание на стыке химии и математики: нужно было определить, в скольких различных конфигурациях может существовать молекула в зависимости от пространственного расположения ее фрагментов. Требовались не только знания предмета, но и умение видеть скрытые закономерности. Справиться с задачей помог опыт, полученный на сборах в Центре педагогического мастерства и на химфаке МГУ, вспоминает наш собеседник. Виктор Демидов планирует поступать на химический факультет МГУ и посвятить себя науке.

Мотивация, усилия, результат. 17-летний Владимир Елистратов, выпускник школы Центра педагогического мастерства, увлекся химией еще в девятом классе нижегородского лицея, увидев успехи одноклассников на олимпиадах. Уже через несколько лет он стал обладателем премии имени академика В.В. Лунина, призером и победителем всероссийской и Менделеевской олимпиад, а теперь завоевал золотую медаль на Международной химической олимпиаде в Дубае.

Когда я увидел, как одноклассники добиваются успехов на олимпиадах, мне захотелось глубже разобраться в химии и проверить свои знания в конкурсном формате. Оказалось, что химия это не только формулы, но и способ научиться мыслить нестандартно, подчеркивает Владимир Елистратов. Участие в олимпиадах стало для него возможностью расти и учиться у сильнейших. Важную роль в подготовке сыграли регулярные занятия, работа с наставниками и атмосфера, в которой хотелось развиваться. Во время подготовки к олимпиаде ты оказываешься в кругу мотивированных ребят, заряжаешься энергией и желанием двигаться вперед. Поддержка преподавателей и атмосфера командной работы все это делает процесс очень эффективным. В школе также создавали условия для углубленного изучения предмета: были спецкурсы, которые здорово помогали готовиться к международным соревнованиям, добавляет Владимир Елистратов.

На международной олимпиаде его особенно заинтересовали задачи по синтезу комплексных соединений, биохимии и стереохимии. Теперь Владимир Елистратов собирается поступать на химический факультет МГУ и заниматься наукой.

Собянин: Москвичи завоевали медали на международных олимпиадах по химии и физике. Сергей Собянин: Москвичи поставили рекорд на Всероссийской олимпиаде школьников.

Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка