29.07.2025
Во дворце царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике Коломенское открылась выставка Сокровища божественного мира: японские иконы Хироко Кодзуки. Православные иконы, созданные японской художницей, на первый взгляд это кажется удивительным. Ведь чтобы писать иконы, как считается, недостаточно просто знать и соблюдать правила и каноны необходима подлинная вера.
Хироко Кодзуки своим примером доказывает, что сакральное искусство может существовать вне предрассудков и строгих религиозных убеждений. По словам госпожи Кодзуки, икона предмет ее вдохновения и путь к достижению счастья. Находясь в православных храмах, она ощущает безмятежность, одухотворенность и величие этих мест. А ее работы образец универсального духовного поиска.
Путь к иконе Госпожа Хироко Кодзуки, супруга бывшего посла Японии в России, много лет прожила в нашей стране. Будучи по образованию искусствоведом, сначала она глубоко изучала французское средневековое искусство. Оказавшись в России, госпожа Кодзуки искренне полюбила местную культуру и погрузилась в мир иконописной традиции. Знакомясь с величием древнерусских памятников, она посетила множество музеев, монастырей и храмов. Отправной точкой для нее стала Троице-Сергиева лавра.
В советский период большое количество икон было утрачено, уничтожено и продано в другие страны. Однако простые люди продолжали хранить их дома и молиться. Такая, на первый взгляд, парадоксальная ситуация вызывала желание больше узнать о религии и искусстве русских людей. И именно поэтому я начала писать иконы, вспоминает Хироко Кодзуки.
Судьба свела ее с иконописцем Сергеем Тарасяном, тогда она создала свою первую икону образ архангела Михаила. Позднее Хироко Кодзуки познакомилась с членом Союза художников России Еленой Антоновой и под ее наставничеством стала развивать свое мастерство. Более чем за двадцать лет госпожа Кодзуки достигла невероятных высот, и сегодня ее работы есть уже в нескольких монастырях и церквях России.
За эти годы она обрела узнаваемый стиль, в котором тонко переплелись традиционные каноны иконографии с элементами японской эстетики. Художница подчеркивает, что ее любимый иконописец Андрей Рублев. Для нее его работы безусловное совершенство красоты. Одна из икон, представленных на выставке, Святая Троица, источником вдохновения для создания которой послужила, конечно, знаменитая рублевская Троица.
Я всегда хотела написать образ Святой Троицы, вдохновляясь самой совершенной и изящной иконой всех времен. Это напоминает мне пленительную финальную сцену моего любимого фильма Андрея Тарковского "Андрей Рублев", когда черно-белая картинка вдруг сменяется цветной и появляется полноэкранное изображение иконы Троица, рассказывает Хироко Кодзуки.
Между религиями Если смотреть на иконы Кодзуки издалека и ничего не знать об авторе, сложно даже предположить, что они созданы человеком, выросшим в другой культуре. Приблизившись, начинаешь различать детали, особенности колористики и поразительную тонкость линий, выдающие насмотренному глазу легкое сходство с японскими гравюрами.
Созданные в строгом соответствии с византийским и древнерусским канонами, иконы госпожи Кодзуки не просто демонстрируют высочайшее владение техникой, но и заключают в себе нечто неуловимое дополнительную глубину и ощущение спокойствия (вероятно, тот самый легкий отклик буддийской философии).
В Японии, где родилась и выросла художница, традиционные религии буддизм и синтоизм. Благодаря определенному японскому либерализму в вопросах веры для Хироко Кодзуки не возникло серьезных религиозных противоречий с ее увлечением: отношение к христианству глубоко искреннее. Вместе с Новым годом она отмечает и Рождество, может помолиться перед иконой и верит в ангела-хранителя.
Она говорит так: "Миссия ангела-хранителя защитить конкретного человека, семью, сообщество или страну... Меня вдохновляет мысль иметь собственную икону ангела-хранителя как своего защитника, который направляет меня в жизни".
Пространство духовного единства На выставке во дворце Алексея Михайловича произведения японской художницы демонстрируются вместе с 10 прекрасными образцами русской иконописи XVII-XIX веков из коллекции музея-заповедника. Кураторы преследовали две цели: с одной стороны показать источники вдохновения Хироко Кодзуки, с другой создать диалог двух культур и продемонстрировать, что духовное наследие не замыкается в рамках одной эпохи или традиции.
По словам кураторов, это встреча двух миров, где уважение к канону становится основой взаимного обогащения, а красота и гармония частью кода человеческого единства. В экспозиции представлены 23 работы художницы. Среди них иконы Святой Троицы, Рождества, Преображения, Благовещения, Вознесения, Спаса Нерукотворного, образы Богоматери Престольная, Казанская, Взыграние Младенца, Святителя Николая Мирликийского, Архангела Михаила, а также Чудо Великомученика Георгия о Змии.
Они дополнены подробными экспликациями, иногда с комментариями самой художницы, текстами о религиях в Японии, в том числе и о христианстве, а также фотографиями из путешествий Хироко Кодзуки по православным монастырям и святыням. Все это обеспечивает полное погружение в материал и создает в трех небольших залах выставки особое ощущение некой капсулы замкнутого пространства духовности и красоты вне времени, языковых, географических и культурных границ.
Выставка Сокровища божественного мира: японские иконы Хироко Кодзуки во дворце царя Алексея Михайловича продлится до 26 октября. Приобрести билеты можно с помощью сервиса Мосбилет.
Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка
Во дворце царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике Коломенское открылась выставка Сокровища божественного мира: японские иконы Хироко Кодзуки. Православные иконы, созданные японской художницей, на первый взгляд это кажется удивительным. Ведь чтобы писать иконы, как считается, недостаточно просто знать и соблюдать правила и каноны необходима подлинная вера.
https://www.gubnews.ru/news_mos.php?id=57603