От табакерки до книги. Шесть экспонатов выставки «Линия Гиляровского»


image

20.12.2025

В Центре Гиляровского, филиале Музея Москвы, работает выставка "Линия Гиляровского", в основе которой недавно обнаруженный архив писателя, журналиста, автора знаменитого сборника очерков "Москва и москвичи". Всего представлено около 300 предметов материалы из музеев, в числе которых музей-заповедник Петергоф и Государственный исторический музей, а также библиотек, архивов и частных собраний. Некоторые вещи демонстрируют впервые.

В материале mos.ru о шести любопытных экспонатах, на которые совершенно точно стоит обратить внимание.

"Трущобные люди"
Книга "Трущобные люди" вышла в 1887 году в типографии братьев Вернер, которая располагалась на Арбате. Под одной обложкой Владимир Гиляровский собрал рассказы о тех, кому приходилось просить милостыню ради выживания. За каждым произведением скрывалась реальная история, героями становились бывшие военные когда-то блистательные, а ныне выброшенные на обочину жизни. Антон Чехов писал об этом сборнике: "Общий тон книжки уныл и мрачен, как дно колодезя, в котором живут жабы и мокрицы". Несмотря на то, что ранее эти рассказы уже публиковались по отдельности в газетах и журналах, цензоры пришли в замешательство. Тираж книги из типографии изъяли и затем сожгли. Автор ничего не мог сделать. Помощник начальника главного управления сказал ему, что такая книга никогда не сможет увидеть свет мол, слишком много в ней неприятной правды. Однако некоторым экземплярам удалось уцелеть: тот, который сегодня можно увидеть на выставке, экземпляр цензора из Государственной публичной исторической библиотеки. Но на этом история "Трущобных людей" не закончилась. В 1957 году, уже после смерти автора, издательство "Московский рабочий" заинтересовалось сборником и выпустило его.

"Листок объявлений и спорта"
В 1891 году Гиляровский стал выпускать собственную газету, которая называлась "Листок объявлений и спорта". Изначально речь в издании шла исключительно о коннозаводстве и конном спорте. Владимир Алексеевич очень любил лошадей, считал их благороднейшими из животных, и его волновало жестокое обращение с ними. Через четыре года "Листок объявлений и спорта" превратился в "Журнал спорта": туда добавили иллюстраций, увеличили количество страниц. География распространения была огромная, она охватывала не только Россию, но и другие страны. Его читали даже в Германии например, однажды Гиляровский получил письмо от читательницы из Мюнхена, которая просила впредь доставлять ей журнал в Париж. Однако в том же году один из номеров "Журнала спорта" попросту не вышел. Гиляровский извинялся перед аудиторией и обещал, что скоро все обязательно наладят. Но вскоре журнал и вовсе закрылся. Причину, по которой это случилось, сейчас определить очень трудно: возможно, всему виной стала конкуренция или финансовые затруднения. А на выставке гостям показывают номер тогда еще "Листка объявлений и спорта", выпущенный 28 марта 1891 года.

"Булгаков о маньяке, Маяковский о спартакиаде. Пять газетных статей известных писателей"

"Забытая тетрадь"
После случая с сожжением книг Гиляровский больше не хотел издавать свои рассказы и очерки, сосредоточившись на поэзии. В 1894 году вышел сборник стихов "Забытая тетрадь" очень важный для автора. Однако он пришелся по вкусу далеко не всем. Максим Горький, например, ознакомившись с книгой, написал о ней весьма нелестный отзыв и даже не подозревал, что однажды подружится с автором. Через какое-то время, прогуливаясь по берегу Волги и выпивая хмельные напитки, Владимир Алексеевич прочитал Горькому отрывок из своей поэмы "Стенька Разин". Горькому так понравилось, что он попросил сделать для него копию и обязательно ее прислать. Но по возвращении в Москву Гиляровский отправил другу не "Стеньку", а тот самый сборник стихов, на который когда-то был написан разгромный отзыв. Книга выдержала несколько переизданий. В Центре Гиляровского представлен экземпляр 1901 года.

"Табакерка"
На выставке нашлось место и для личных вещей Владимира Алексеевича. Одна из них его любимая табакерка. В первой четверти ХІХ века ее изготовил мастер Иван Калтыков. Сейчас предмет хранится в частной коллекции. Внутри табакерки есть надпись: "Старому приятелю дяде Гиляю на добрую память от Н.К. Голофтеева. 1914 г. Января 11 дня". Гиляровский свою табакерку очень любил и всюду брал с собой. А однажды он даже посвятил ей очерк, который так и назвал "Моя табакерка". В нем есть такие строки: "Если бы моя табакерка могла рассказать все, чему она была свидетелем, это была бы история эпох. Кто из нее не нюхал! Все классы и нации. В разных краях России и за границей. И в мирное, и в военное время. И во время холерных бунтов, и на гуляньях в роскошных парках, на баррикадах и в окопах. И теперь, сидя у себя в Столешниковом переулке, я опять переживаю давно забытые радости, свидетельницей которых, даже участницей, была эта самая табакерка, которая состарилась, как и я".

"Книги дочери"
Часть экспонатов посвящена дочери писателя, Надежде Гиляровской. Она родилась в Москве в 1886 году. В 1904-м окончила 1-ю Московскую женскую гимназию, а в 1912-м историко-филологический факультет Московского университета. Надежда Владимировна владела тремя иностранными языками - французским, немецким и английским, любила путешествовать. Она работала в библиотеке московского Исторического музея, Театральном музее, занималась переводами. "Журнал спорта" ее отца опубликовал перевод спортивной хроники Лондона, сделанный ею, а позже, в 1908 году, она перевела с английского "Книгу джунглей" Редьярда Киплинга - издание можно увидеть на выставке. Еще одной страстью Надежды Гиляровской был театр. В 1945 году в свет вышла ее книга "Русский исторический костюм для сцены", которая остается актуальной и сегодня - ее часто переиздают. Один из первых экземпляров доступен для просмотра гостям Центра Гиляровского.

Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка