Он один у переправы: Калининград столкнулся с проблемами с поставкой лекарств


image

14.09.2022 7281

В июне Литва ограничила транзит товаров из России в Калининградскую область из-за санкций Евросоюза. Под ограничения попали, по разным данным, от 50% до 80% наименований товаров. Хотя лекарства санкций избежали, регион столкнулся с серьезными проблемами, связанными с доставкой медикаментов. По поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина заведено уголовное дело о недостаточной обеспеченности препаратами тяжелобольных детей региона. Корреспондент Medargo.ru побывал в Калининграде и разузнал подробности.

На взгляд обывателя, аптечный рынок Калининграда мало отличается от любого другого в стране. В городе много аптек, широко представлены федеральные сети, в постерах на остановках общественного транспорта и штендерах так же, как и везде, рекламируют низкие, “социальные”, “доступные” цены и разнообразные скидки. При этом цены на продукцию, не входящую в список ЖНВЛП и не контролируемые государством, непосредственно в аптеках кажутся, в среднем, несколько выше, чем в центральной России или на юге страны. А попытка приобрести лекарственное средство, которое накануне отъезда не смогли найти в Москве, в Калининграде также не увенчалась успехом: оно в общероссийской дефектуре (термин означает отсутствие в аптеке необходимого товара).

“Сейчас проблемы с логистикой есть у всей фармы, а в нашем случае к ним добавляются сложности, связанные с логистикой из России в Калининград, — рассказал Medargo.ru председатель правления Ассоциации аптек Калининградской области Дмитрий Яговдик. — Усугубляется ситуация тем, что у нас одни из самых низких оптовых надбавок на лекарства в стране”.

Согласно данным ФАС России, оптовая надбавка в Калининградской области на препараты из перечня ЖНВЛП колеблется от 10% на лекарства стоимостью от 100 до 500 руб. до 22% на наркотические и психотропные средства. Для сравнения в Ненецком АО — это 18% и 50% соответственно, в Мурманской области — 24% и 30%, в Якутии — 26% и 29%, в Москве — 10 и 21%. 

“В списке регионов по размеру совокупной наценки — оптовой и розничной — мы находимся на третьем месте с конца, — продолжает Яговдик. — Где можно, доставка медикаментов осуществляется самолетом, но это очень дорого. Не стоит забывать о том, что есть ряд позиций, которые нельзя возить по воздуху, например, спиртосодержащие средства и спирты. Их можно доставлять только по земле”. 

По его словам, сейчас это стало очень проблематично, обострилась тема очередей. Раньше можно было отправлять смешанные грузы, но теперь и это нереально, так как на лекарства санкции не распространяются, а на остальное — распространяются. 

“Мы сталкиваемся с таким явлением, как “калининградская” дефектура: когда препарат доступен к заказу везде на территории России, кроме нашего региона, — комментирует Яговдик. — Особенно это касается термолабильных (требующих хранения в холодильнике) лекарств”. 

В связи с этим, по сведениям эксперта, один крупный оптовик подумывает над открытием собственного склада в Калининграде, потому что он понимает, что скорее всего будет набирать обороты паромная доставка, поделился эксперт. Что это означает? Если обычно товар доставляли за 2-4 дня, то сейчас речь идет о 2-4 неделях. 

“Потому что поставить фуру на паром вы уже не сможете — он “расписан” почти на два месяца вперед”, — пояснил Дмитрий Яговдик.

Это приводит к тому, что препараты нужно заказывать на более длительный период, что требует бoльших финансовых вложений, говорит эксперт. Сложно и с препаратами в стеклянной таре, потому что у всех лекарств, выпускаемых в больших флаконах, достаточно дорогая логистика. 

“Если же такие препараты относятся к числу жизненно важных, их доставка в наш регион будет едва ли не убыточной”, — резюмировал Яговдик.

 В августе власти Калининградской области выделили дополнительно 350 млн рублей на покупку препаратов для льготных категорий граждан, которые лечатся амбулаторно, в том числе для проведения химиотерапии онкобольным. Об этом в своем Telegram-канале сообщил губернатор Антон Алиханов. 

«Это сделано для того, чтобы гарантировать нашим жителям бесперебойное обеспечение бесплатными препаратами, включая дорогостоящий сегмент, без каких-либо потенциальных сбоев. Также мы хотим еще больше расширить возможности областной фармкомпании для закупки максимально универсального перечня необходимых препаратов», — написал глава региона.

Препараты должны закупить до 31 декабря. 

Ранее стало известно, что из-за проблем с логистикой в области возникли трудности со сдачей анализов на иммунный статус для пациентов с ВИЧ-инфекцией — в регионе не было необходимого количества тест-систем для их проведения. А на днях глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил повторно возбудить уголовные дела из-за недостаточной обеспеченности лекарствами тяжелобольных детей Калининградской области. Родители пожаловались, что не в полной мере получают положенные по закону медикаменты, еще в июле. Было заведено уголовное дело, которое позже прокуратура закрыла. Теперь же это дело открыто заново.

В сложной ситуации оказались не только аптеки и пациенты, но и фармпроизводители. 

“Вопрос санкционных ограничений для нас очень актуален, — подтверждает член совета директоров компании «Инфамед К», выпускающей «Мирамистин» и «Окомистин», Евгений Горохов. — Главным образом это касается модернизации производства, она затруднена в связи с блоком на ввоз нового оборудования в нашу страну”.

В плане вывоза продукции предприятие тоже ощутило влияние санкций. В июне–июле, в течение нескольких недель Литва «держала» и автомобильный, и железнодорожный транзит. В этот период компанию выручило то, что московский склад был загружен продукцией, и она могла отгружать ее дистрибьюторам, вспоминает Горохов. 

“Компания, как и многие другие производители в Калининградской области, оказалась в ситуации крайней неопределенности: можно вывозить или нет, — продолжает эксперт. — Сложности были связаны не с самими лекарственными средствами, а с упаковкой для них”.

Предприятие рассматривало различные варианты транспортировки. Но оказалось, что перевозка паромом в три-четыре раза дороже, чем по земле. 

“Сейчас открыли железнодорожный транзит, и нам стало легче — можно поставить два-четыре термоконтейнера на вывоз продукции, — говорит Горохов. — Однако вопрос не снят”. 

Как это все отразится на стоимости продукции, пока не ясно. По словам эксперта, это связано с тем, что цикл продукта в случае с данными лекарственными средствами довольно велик – 270 дней от начала закупок комплектующих до получения денег в аптеках за проданный препарат. Окончательный размер подорожания будет понятен ближе к концу года. 

 

Екатерина Штерн

Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка