И от давления, и от облысения: как побочные эффекты одних лекарств помогают создавать другие препараты


image

06.05.2024 5070

У популярного лекарства для похудения «Оземпик» нашли еще один побочный эффект. Принимавшие его для лечения диабета и в целях похудения женщины сообщили, что им удалось забеременеть, хотя до этого длительное время у них это не получалось. И это не единственный случай, когда побочные эффекты лекарств, предназначенных для лечения одних недугов, в результате помогали найти решение проблем пациентов, страдающих совершенно от других заболеваний.

Семаглутид

Изначально «Оземпик» (действующее вещество семаглутид) — лекарство от диабета. Но довольно скоро люди пришли к выводу, что его можно использовать в качестве средства для похудения. Историями о сбросе веса только благодаря этому препарату наводнен интернет и соцсети. А недавно в сети начали появляться сообщения от женщин, которые неожиданно для себя забеременели после приема препарата. Одна из них заявила, что у нее были проблемы с зачатием в течение нескольких лет, но после двух месяцев приема лекарства она смогла забеременеть и родить здорового ребенка. Некоторые пациентки заявляют, что наряду с «Оземпик» принимали противозачаточные, но они не работали.

Выяснилось, что «Оземпик» и похожие препараты действительно снижают эффективность противозачаточных препаратов. Опрошенные изданием Independent врачи заявляют, что снижение веса само по себе положительно влияет на фертильность. Также они предостерегают от приема «Оземпика» до и во время беременности. Как именно он действует на плод, пока не известно. 

В связи с растущим числом сообщений о неожиданных беременностях производитель лекарства Novo Nordisk создал реестр, чтобы пациенты и медработники могли сообщать об этих кейсах компании напрямую. К тому же ведутся исследования влияния «Оземпика» и ему подобных препаратов на беременных, которые должны быть завершены к августу 2027 года.

Эксенатид и ликсисенатид 

Еще одно свежее открытие: препарат от диабета ликсисенатид может замедлить прогрессирование болезни Паркинсона. По данным Фонда Паркинсона, более 10 млн человек во всем мире живут с этим заболеванием, при котором со временем теряются нервные клетки головного мозга, что, помимо прочего, вызывает проблемы с движением, равновесием и памятью.

Хотя существуют методы лечения, помогающие справиться с симптомами, способа полностью излечить болезнь Паркинсона до сих пор не существует.

Однако в последние годы было обнаружено, что препарат от диабета 2-го типа под названием эксенатид помогает замедлить прогрессирование двигательных симптомов у небольшой группы людей с болезнью Паркинсона. Теперь исследователи говорят, что другой подобный препарат, ликсисенатид действует так же. Это подтверждает теорию о том, что болезнь Паркинсона может быть связана с резистентностью мозга к инсулину.

Тадалафил

Но есть обнадеживающие новости и для тех, у кого диабет 2-го типа. Ученые из Гетеборгского университета выяснили, что значительно снизить уровень сахара в крови им может помочь прием … препарата для лечения эректильной дисфункции под названием тадалафил.

Пока что масштабных исследований не проводилось, но, видимо, в скором времени это будет исправлено, ведь на небольшой выборке пациентов положительный эффект по снижению уровня сахара был зафиксирован.

Силденафил

Изначально препарат задумывался как средство для лечения легочной гипертензии и стенокардии за счет его сосудорасширяющих свойств. Когда силденафил проходил первые испытания, участники-мужчины сообщали о сопутствующем эффекте — возникновении эрекций. 

В 1998 году компания-разработчик Pfizer провела клинические исследования в этом направлении, и в том же году препарат с торговым наименованием «Виагра» получил одобрение для лечения эректильной дисфункции в США и Европе.

Некоторые из препаратов с действующим веществом силденафил сейчас тоже рассматривают как потенциальные средства для терапии сахарного диабета, а также болезней почек и даже онкологии.

Талидомид

Талидомидовая трагедия 1950—60-х годов привела к врожденным порокам у тысяч младенцев, матери которых во время беременности принимали его в качестве снотворного средства. Это продемонстрировало важность более тщательных испытаний лекарств, которые назначают женщинам “в положении”. Несмотря на эту страшную историю, медики нашли способ дать препарату вторую жизнь. Возвращению лекарства в клиническую практику способствовали антиангиогенные (препятствующие образованию новых сосудов) и иммуномодулирующие свойства.

В 1964 году израильский врач Яков Шескин решился использовать талидомид в надежде обеспечить сон терминально больному пациенту со специфической формой лепры (проказы) с узловатой эритемой. В результате состояние больного улучшилось. Дальнейшие клинические испытания подтвердили эффективность талидомида по этому показанию, и в 1998 году он был одобрен в США. Тем не менее во многих странах препарат не разрешен к применению, в том числе — где лепра считается эндемичным заболеванием (то есть характерно для определенной местности).

Применение талидомида стало возможным в тяжелых случаях болезни Бехчета — редкого ревматического заболевания, которое поражает сосуды слизистых оболочек по всему организму. 

Зидовудин

В 1964 году американец Джером Хорвиц синтезировал зидовудин, чтобы в дальнейшем исследовать его эффективность против раковых заболеваний. Но в испытаниях на животных зидовудин не проявил себя. Спустя десятилетие было обнаружено его действие против вируса лейкемии мышей, относящегося к ретровирусам. Это привлекло мало внимания, тогда о ретровирусной инфекции у человека не было известно.

Все изменилось с открытием ВИЧ-инфекции. В 1985 году зидовудин наряду с другими лекарствами исследовали против нового заболевания. Успешные испытания привели к быстрому по тем временам одобрению — всего через два года после первых экспериментов в пробирке. По сей день зидовудин применяется в комбинациях антиретровирусной терапии ВИЧ-инфекции.

Миноксидил

В 1950-х годах ученые синтезировали соединение под названием миноксидил, которое должно было стать препаратом для лечения язвы желудка. Испытания на животных не показали ожидаемого эффекта, но продемонстрировали сосудорасширяющее действие. К 1979 году его зарегистрировали в США как антигипертензивный препарат.

В ходе исследований врачи наблюдали повышенный рост волос на теле пациентов, в том числе на голове. Стало очевидно, что миноксидил возможно использовать для лечения облысения. Так появился препарат «Регейн». Постепенно он стал использоваться не только при мужской алопеции, но и у женщин.

Ипрониазид

Первое вещество со свойствами антидепрессанта обнаружили в 1950-х годах. Им оказалось противотуберкулезное средство ипрониазид, вызвавшее у пациентов с туберкулезом эйфорию. Приподнятое настроение больных сочли побочным явлением, но впоследствии ипрониазид дал начало группе ингибиторов моноаминоксидазы (МАО).

Антидепрессивное действие отмечалось и у изониазида, однако он так и остался в категории противотуберкулезных средств.

Лоперамид

При использовании опиатов возникновение запоров считается побочным эффектом. Однако именно это явление легло в основу при создании лоперамида (“Имодиума”), средства для лечения диареи, без которого невозможно представить современную аптеку. И по этой же причине лоперамид не следует использовать при лечении детей до двухлетнего возраста. В некоторых странах, например, в Великобритании, возрастной предел равен 4 годам, в нашей стране — 6, а в Австралии и вовсе — 12.

Есть свидетельства, что в малых дозах это лекарство абсолютно безопасно для здоровья — а в больших может действовать как настоящий наркотик, со всеми вытекающими последствиями в виде привыкания, ломок и синдрома отмены.

“Ремдесивир” и все, все, все

Совершенно новые обороты перепрофилирование лекарств приняло с приходом коронавирусной инфекции. «Ремдесивир», «Фавипиравир», «Ивермектин» и другие лекарства, которыми лечили COVID-19, первоначально предназначались для лечения других заболеваний. И это неудивительно, скорее закономерно. Вместо длительного и дорогостоящего поиска новой молекулы исследователи сфокусировались на уже известных веществах и их свойствах. Всего в их поле зрения попали 400 наименований препаратов.

Лично для меня подобные истории являются наглядным подтверждением поговорки: одно лечим, другое калечим. Ведь когда мы принимаем лекарство, чтобы контролировать какое-то состояние, подчас мы не подозреваем, как оно отразится на работе других систем организма. 

Вадим Винокуров

Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка