13.02.2024 12461
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования берет под жесткий контроль вопрос ликвидации просроченной задолженности медицинских учреждений. C территорий будут регулярно спрашивать анализ причин долгов и график их погашения, следует из плана работы ФОМС на текущий год. О серьезности проблемы говорит тот факт, что в начале года руководство фонда советовало региональным властям привлекать к ее решению органы прокуратуры.
Если вы думаете, что большая кредиторская задолженность – это исключительно проблема ЛПУ, которая не имеет никакого отношения к вам, как к пациенту, то вы сильно заблуждаетесь. Наличие просроченной задолженности может привести к искам контрагентов о взыскании денег в судебном порядке, блокировке банковских счетов лечебного учреждения, что не позволит ему проводить закупки необходимых лекарств, медицинских изделий до тех пор, пока она не расплатится с кредиторами, и в худшем случае – к банкротству и прекращению деятельности через процедуру ликвидации. Для руководителей ЛПУ это еще и серьезный риск получить дисквалификацию как наказание за проволочку с расчетами. Такие прецеденты есть. Все это как минимум источники социальной напряженности.
Конечно, проблема долгов медицинских организаций возникла не сегодня и даже не вчера. Но она имеет свойство периодически ухудшаться. В октябре 2023 года сообщалось о резком увеличении просроченной задолженности медицинских организаций в регионах. По состоянию на июнь сумма просроченной кредиторской задолженности среди учреждений сферы здравоохранения превысила 6,88 млрд руб. Еще год назад, в июне 2022-го, цифра была почти в 2,5 раза ниже – 2,67 млрд руб. А в 2017 году, с которого можно проследить статистику в единой межведомственной информационно-статистической системе, она была чуть выше 1 млрд руб.
Эксперты считают, что одной из центральных причин резкого роста задолженности в прошлом году стало то, что из подушевого финансирования вывели профилактические мероприятия – диспансеризацию и медосмотры. Ранее медучреждениям выделялись средства на эти статьи вне зависимости от объема выполненной ими работы, теперь же спускают план. А если он не выполнен, деньги не перечисляют. Многие поликлиники и рады бы выполнить и перевыполнить план, да только нет у них терапевтов и фельдшеров.
Из-за низких зарплат врачи из сел уезжают на работу в крупные города или другие регионы с более высокими зарплатами, в том числе в столицу. А у региональных больниц поступления из ФОМС, соответственно, резко снижаются в связи с низким объемом оказанных услуг. Особенно тревожная ситуация сложилась в территориях, которые расположены ближе всего к Москве.
Министр здравоохранения Михаил Мурашко и глава ФОМС Илья Баланин на пленарном заседании Госдумы анонсировали запуск в ноябре 2023 года проекта, направленного на улучшение финансового менеджмента клиник. При этом они не стали конкретизировать его параметры.
«Мы ежемесячно проводим оценку по ряду показателей, и если где-то есть отклонения, обязательно приглашаем субъект, территориальный фонд и с ними проводим выборку, почему идет рост кредиторской задолженности или расходов по той или иной статье и какие факторы на это повлияли. Ну и принимаются соответствующие решения», — раскрыл детали проекта Баланин на XIV Всероссийском конгрессе пациентов 24 ноября.
Он также заявил, что проблемы недостаточного финансирования медицинской помощи в системе ОМС в большинстве регионов нет. Однако есть вопросы к выполнению доведенных объемов, корректности управления оказанием медпомощи и маршрутизации пациентов.
«С этим есть проблемы по ряду медицинских организаций, но, уверен, мы их решим», — заверил глава ФОМС.
По словам Баланина, большинство ЛПУ страны работают без кредиторской задолженности. Остатки на счетах организаций на 1 октября 2023 года составили 215 млрд руб.
В начале этого года ФОМС провел совещание с субъектами по исполнению поручения, на котором представители фонда предложили менять ситуацию к лучшему в том числе с помощью межбюджетных трансфертов из бюджета региона, а также при помощи “прокурорского реагирования”.
Это не системная проблема, вторят Баланину в Минздраве РФ. «Это очень индивидуальная история, у каждого региона своя, поэтому мы в режиме не контрольно-административном, а партнерско-консультационном будем этот и следующий год отрабатывать вопросы, связанные с качеством финансового управления», — сообщил в 2023 году первый замминистра здравоохранения Владимир Зеленский.
Что ж, чтобы убедиться в этом лично, я решил посмотреть, как обстоят дела конкретно в Московской области и Москве. Согласно отчету “Результаты экспертно-аналитического мероприятия рассмотрены на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты Московской области”, задолженность перед медицинскими организациями по оплате счетов за медицинскую помощь, оказанную лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, образовавшаяся на 1 октября 2023 года в размере 693 280,5 тыс. руб. к 1 декабря 2023 уменьшилась на 554 855,3 тыс. руб., то есть на 80,0%. А по состоянию на 1 января 2024 она погашена в полном объеме.
По межбюджетным трансфертам, предоставляемым ТФОМС других субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам Московской области на территории других субъектов, образовавшаяся по состоянию на 1 октября 2023 года в сумме 2 342 947,8 тыс. руб., к 1 декабря уменьшилась на 1 766 947,8 тыс. руб., то есть на 75,4%. А к началу 2024 года также полностью погашена.
Как сказано в отчете, в целях снижения государственными учреждениями здравоохранения Московской области текущей кредиторской задолженности Министерством здравоохранения продолжается реализация мероприятий по улучшению их финансово-экономического состояния, в том числе направленных на погашение и недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности. К ним относятся:
По состоянию на 1 января этого года текущая кредиторская задолженность государственных учреждений здравоохранения Московской области составляет 72 269,6 тыс. руб. Просроченной кредиторской задолженности нет.
Аналогичных данных по Москве, к сожалению, найти не удалось. Последний документ по этой теме — “дорожная” карта по погашению и недопущению возникновения просроченной кредиторской задолженности подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы учреждений, датированная апрелем 2022 года. Подозреваю, что с тех пор столица смогла разобраться с проблемой. Но вернемся к ФОМС, его планам на текущий год, а также к регионам, которым повезло куда меньше. В отличие от «Перспективного плана работ фонда» на 2023 год (подобный документ формируется ежегодно), в его текущей редакции появился важный пункт: ежемесячный «мониторинг сведений о кредиторской задолженности медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы ОМС (Форма Кр3_МО)».
К тому же сотрудники ФОМС будут ежеквартально анализировать данные от субъектов по «Методике проведения анализа расходов медицинских организаций на реализацию территориальной программы ОМС», которую согласовала вице-премьер РФ Татьяна Голикова в августе прошлого года. Фонд ожидает от региональных властей периодическое проведение анализа причин возникновения просроченной кредиторской задолженности за счет ОМС по каждой клинике с предоставлением графика по погашению и «принятием мер по недопущению ее в дальнейшем». Оба вопроса находятся на контроле Управления финансового обеспечения ОМС фонда.
Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка