04.09.2023 12644
Проблемы с поставками нового импортного медицинского оборудования и техобслуживанием имеющегося, которые прогнозировали в прошлом году эксперты, не заставили себя долго ждать. Об этом говорят результаты недавнего опроса сотрудников медучреждений, проведенного компанией Okdesk. Несмотря на то, что формально товары, связанные с сохранением жизни и здоровья (лекарства и медизделия), под санкции не попали, более 75% опрошенных сказали, что столкнулись с трудностями в получении медтехники, запасных частей и расходных материалов.
После того, как началась СВО, многие западные компании заявили о прекращении своей деятельности в нашей стране. Вкупе с вводимыми против России экономическими санкциями, закрытием “неба” для российских самолетов, скачками курсов валют это создавало высокие риски для продолжения поставок из-за границы многих товаров. Хотя медикаменты и медицинское оборудование в “черные санкционные списки” не вошли, эксперты рынка сразу прогнозировали возникновение сложностей и в этой сфере. В 2022 году многие СМИ писали о том, что все это негативным образом отразится на доступности, качестве и стоимости медицинских услуг.
Международные рейтинговые агентства присвоили России «мусорный рейтинг надежности», писал в своем блоге генеральный директор компании «Медицинские системы и технологии» Константин Зотов. Это значит, что вся страна, все предприятия и все финансовые структуры РФ оцениваются как неплатежеспособные. Это привело к тому, что западные компании, например, Siemens, прекратили отгружать все оборудование без 100% оплаты (ранее они предоставляли рассрочку). Это тоже приводит к увеличению стоимости оборудования, так как поставщикам-дистрибьюторам для того, чтобы рассчитаться с производителем в размере 100%, необходимо взять либо кредит, либо собственный капитал.
По его словам, так как Западная Европа оценивает весь бизнес России как высокорискованный, то возросли по цепочке цены на все услуги — услуги транспортных компаний, услуги страховых компаний, которые страхуют эти грузы, услуги складов, которые обслуживают грузы.
“И если мы говорим о том, во сколько увеличилась стоимость доставки груза по сравнению с периодом 2021 года — это примерно в два-два с половиной раза, в зависимости от груза”, — отмечал Зотов.
«Как человек, который долго проработал в региональной медицине, могу сказать, что на местах имеет место паника, — рассказал «Новым Известиям» весной прошлого года вице-президент Региональной организации медицинских сестер Москвы Дмитрий Эпштейн. — Денег на подорожавшее оборудование и расходники в региональных бюджетах нет, как производить закупки по новым правилам, никто толком не знает. При этом часть дистрибьютеров уходит. Говорить о том, что мы ничего сами абсолютно ничего не производим, будет неверно. Но понять реальные возможности региональной медицины пытаются мало”.
Антироссийские санкции 2022 года привели к проблемам не только с поставкой нового медицинского оборудования, но и с сервисным обслуживанием ранее приобретенной импортной техники, в июне этого года писал “Коммерсант”.
Часть запасных частей рассматривается как продукция двойного назначения, рассказал руководитель отдела продаж медтехники и расходных материалов компании «ШАГ» Владимир Корягин. Существуют сложности с получением сертификации сервисных инженеров от производителей по обслуживанию и ремонту оборудования. В некоторых компаниях-производителях наложен запрет на предоставление технической документации специалистам из России, прокомментировал эксперт.
А как же импортозамещение, спросите вы. В этом году Минздрав подсчитал, что на текущий момент доля отечественного медицинского оборудования и изделий, используемых в отрасли, составляет треть от всего объема. Остальное — импортируется из других стран.
Для того, чтобы программа импортозамещения медицинского оборудования начала работать быстро и эффективно, необходимо иметь серьезную административную поддержку от государственных органов, убеждены в компании-производителе Zerts. Имеются возможности и к производству, и к импорту высокотехнологического медицинского оборудованию на территорию РФ, но вопрос упирается в государственную регистрацию. В настоящее время, чтобы зарегистрировать сложное медоборудование из «дружественных стран» или собственного производства необходимо порядка двух лет и 1-2 млн руб. на каждую единицу. Как показала практика партнеров России по Таможенному Союзу, снижение сроков госрегистрации до 3-6 месяцев не влияет на качество экспертизы, но вместе с тем позволяет обеспечить высокий экспертный уровень и качество тестирования техники. Введение подобного алгоритма выдачи регистрационных удостоверений в России значительно ускорит появление медицинского оборудования по программам импортозамещения западной медицинской техники, уверены в Zerts.
Если мы хотим, чтобы большая часть медизделий выпускалась у нас, нужна последовательная политика, развивает тему генеральный директор НИПК «Электрон» (производство рентгенов и аппаратов для УЗИ) Александр Элинсон.
«В рамках которой следует вычленять заказы по тем группам изделий, которые не производятся в стране, и дальше находить способы привлечения новых игроков на рынок. Не просто размещать здесь производства, но передавать необходимый объем интеллектуальной собственности, чтобы российская сторона владела всеми правами на изделия и могла их совершенствовать. Все это делается в обмен на рынок. В данный момент это очень непростая задача», — резюмирует эксперт.
Директор по развитию бизнеса IT-компании «ТехЛАБ», работающей в сфере цифрового здравоохранения, Артем Магницкий отмечает сложную ситуацию с программным обеспечением медицинского высокотехнологичного оборудования. Большая часть представленных на рынке решений была от зарубежных разработчиков, тех же Philips или GE. Правда сейчас появляется довольно много отечественного софта для МРТ и КТ, говорят эксперты.
С 29 мая по 3 июля 2023 года компания Okdesk провела опрос представителей нескольких сотен медучреждений из более 40 регионов. Исследование охватило медклиники с парками медицинского оборудования самых разных размеров: менее 50 аппаратов (27%), от 51 до 200 аппаратов (31,5%), от 201 до 500 (19,2%), свыше 500 (31,5%). О трудностях с получением оборудования и запчастей заявили более 75% респондентов. При этом большинство (54,1%) признались, что трудности были не критическими, а 21,6% испытали большие проблемы.
Еще одна проблема – дефицит кадров. Чаще всего об этом заявляли медучреждения, имеющие собственную сервисную службу, половина из них сказали, что такая проблема есть, но она не критична, для трети опрошенных это “большие трудности”.
«На первый взгляд может показаться, что это актуально только для медучреждений, у которых есть собственная сервисная служба. Но это совсем не так, потому что, если у сервисной компании, с которой медицинское учреждение заключило договор, будут наблюдаться проблемы с квалифицированными кадрами, это может сказаться на качестве сервисного обслуживания и ремонта оборудования в медцентрах», – констатировали авторы исследования.
Более 70% респондентов сообщили об увеличении стоимости сервисных работ. Показатели практически идентичны у медорганизаций, которые имеют договор со сторонней компанией, и у тех, кто практикует комбинированный вариант. При этом оценки стоимости услуг значительно отличаются у медучреждений с собственной сервисной службой.
Например, треть представителей медучреждений с собственной сервисной службой отметили, что стоимость работ увеличилась на 40–60%, это более чем в три раза выше показателей, полученных от респондентов, которые работают с сервисными компаниями. По мнению авторов отчета, это может указывать на то, что сервисным организациям легче адаптироваться к новым реалиям.
Треть участников опроса заявили, что ничего не изменилось в плане качества сервисных услуг. Однако большая часть говорит об имеющихся трудностях: 27,8% сказали, что сроки решения сервисных заявок выросли некритично, 18,4% отметили значительное увеличение сроков, 14,6% усомнились в качестве поставляемых запчастей, еще 9,6% сказали, что изменилось время реакции на заявку на сервисное обслуживание.
Несмотря на все сложности, 67,8% представителей медучреждений отметили, что проблемы с оборудованием не повлияли на проведение диагностики и лечение пациентов. При этом 40,5% не предпринимают дополнительных усилий, чтобы справиться со сложностями, 20,1% пришлось заключить договоры с сервисными компаниями, 18,4% заказывают запчасти заранее, 15,6% приобрели другие аппараты.
Пожалуй, один из главных выводов опроса: большинство респондентов ожидают дальнейшего роста стоимости обслуживания и сроков поставки запасных частей и расходных материалов в ближайшие пару лет.
Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка