Опять 5: как ограничение маркетинговых бонусов вызовет рост цен на лекарства


image

30.06.2023 6971

Аптечные сети вынуждают поднимать цены на лекарства. Это может произойти, если Госдума все же примет закон об ограничении маркетинговых бонусов, которые выплачивают аптекам фармпроизводители. И это еще не самое страшное. Гораздо опаснее то, что ряд аптек - особенно в сельской местности и удаленных территориях - окажутся нерентабельными, и им придется закрыться.

В мае этого года депутаты Госдумы вновь вернулись к идее ограничения маркетинговых бонусов для аптек до 5%. Они представили обновленную версию законопроекта, вокруг которого в 2020 году развернулись нешуточные баталии. Первоначально, лимит предлагалось ввести «для комплексного и стабильного обеспечения» граждан лекарственными препаратами, а также для предупреждения монополизации розничного рынка. Но грянула пандемия, на повестку дня вышли более актуальные проблемы, и законодательную инициативу отложили в долгий ящик. Хотя есть мнение, что закон не был принят из-за активного сопротивления со стороны аптечного бизнеса, но оно выглядит безосновательно. Что-то не менее активное сопротивление внедрению системы маркировки лекарств со стороны как аптек, так и фармпроизводителей никому не помешало запустить этот проект.

Спустя почти три года к идее лимита маркетинговых выплатов депутаты решили вернуться. В пояснительной записке к новому законопроекту говорится, что сейчас такие ограничения бонусов за продвижение продукции действуют в отношении продовольственных товаров, включая биологически активные добавки. Однако лекарственные средства не подпадают под эту категорию, поэтому размер оплаты за подобные услуги можно устанавливать по своему усмотрению.

Авторы законопроекта отмечают, что дополнительное вознаграждение аптечным сетям за продвижение лекарственных препаратов затрудняет производителям финансирование новых и инновационных лекарственных средств, проведение клинических исследований и модернизацию производственных площадок. Это приводит к дефектуре, сложностям в импортозамещении и удорожанию лекарственных препаратов для потребителей, считают депутаты.

Инициаторы ограничения бонусов сообщают, что с конца февраля 2022 года размер платы за услуги по продвижению лекарственных препаратов в аптечных сетях кратно увеличился. В ряде случаев он достиг 30%, заняв заметную долю в общей выручке аптечных сетей. Впрочем, депутатов волнует не только то, что фармацевтические организации заработают чуть больше денег, а еще и то, что  маркетинговые акции отвлекают фармацевтов от работы и вынуждают их навязывать покупателям ненужные препараты. Об этом сказано в пояснительной записке.

В ней также приводятся итоги исследования аналитической компании RNC Pharma и сервиса «Доктор на работе», согласно которому 32% опрошенных фармацевтов и провизоров сказали, что маркетинговые акции отвлекают от работы. В целом 72% сотрудников аптек, принявших участие в опросе, отрицательно относятся к этой практике. 

Однако этот старый миф - сильное преувеличение. Опрос, проведенный платформой PharmZnanie в мае этого года среди 1700 фармспециалистов, показал, что в рамках ответственного самолечения чаще всего первостольники рекомендуют покупателям лекарство с оптимальным соотношением цена-качество (такой ответ дали 37% респондентов), а также препараты, которые считают наиболее подходящими на основании собственного опыта (33%). То есть вовсе не те, по которым у сети заключен маркетинговый контракт! Лишь каждый пятый работник аптеки в первую очередь посоветует клиенту приобрести товар, по которым у предприятия есть некие обязательства и договоренности. Самые дешевые и самые дорогие препараты в первую очередь рекомендует равное число опрошенных первостольников: по 5%. 

Если же посетитель попросит продать ему препарат конкретного торгового наименования, то свыше трети (33%) фармспециалистов так и сделают. Чуть меньше (28%) - посоветуют препарат, который считают самым подходящим в данной категории. И опять же лишь каждый пятый предложит препарат, включенный в рекомендацию офиса аптечной сети.

Сами руководители аптечных сетей утверждают, что маркетинговые бонусы от фармпроизводителей помогают им выжить в условиях низкой рентабельности. 

В связи с этим Ассоциация независимых аптек  направила письмо в профильный комитет Госдумы по поводу последствий, к которым может привести принятие закона об ограничении маркетинговых бонусов. Самое очевидное: аптечные сети будут вынуждены поднять цены на лекарства. 

В своем обращении СРО акцентирует внимание депутатов на том, что проект основан на убеждении его инициаторов в завышенных цифрах в части вознаграждения аптек. В ответ ассоциация ссылается на то, что крупные бонусы до 30% наблюдаются лишь в сегменте крупных федеральных сетей. При этом маленькие/одиночные сети, обеспечивающие лекарствами труднодоступные и удаленные территории, пострадают сильнее всего — бонусы в размере предлагаемых проектов 5% не покроют их расходы.

Незащищенность небольших игроков признают и в организации «ПроАптека». 

«Пока видится, что новшество с большой вероятностью прежде всего ударит по экономике неструктурированной розницы и небольших аптечных сетей», — рассказал «ФВ» генеральный директор маркетингового союза независимых аптек «ПроАптека» Евгений Коротков. Он также убежден, что при принятии закона крупные международные корпорации получат преимущество над российскими производителями из-за разницы в цене на продукцию.

В целом ограничение бонусов приведет к существенному сокращению операционной прибыли аптек, которая сейчас составляет не более 3—4%, отметил генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов. «Для компенсации потерь аптеки будут вынуждены поднимать цены на препараты, не входящие в список ЖНВЛП», — пояснил он.

Увеличение цен на лекарства в результате принятия проекта — это лучший сценарий развития событий, следует из обращения АСНА. Худший вариант — исчезновение аптечного сегмента в регионах, где нет федеральных сетей и дешевой логистики. Сейчас региональные аптечные организации в полной мере не используют установленные законом надбавки, чтобы сохранить цены доступными для населения, утверждает ассоциация.

Прислушаются ли депутаты к аптечному сообществу? Руководитель экспертного совета по вопросам регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров уже прокомментировал эти опасения о возможном росте цен на лекарства в случае принятия законопроекта. Выступая на форуме «Лекарственная безопасность» в рамках Петербургского международного экономического форума, он назвал заявления аптечных сетей «накатом на законодательный акт». 

«Ну давайте посоревнуемся, я помню, как мы по маркировке соревновались. Чего добиваемся? Давайте в нашем офисе работать согласованно, мы приглашаем к обсуждению. Вместо этого идет просто отрицание», — констатировал Петров.

О необходимости ограничения маркетинговых бонусов на заседании экспертного совета по вопросам регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Комитета Государственной Думы по охране здоровья на тему «Розничный фармацевтический рынок России: текущее состояние, актуальные вопросы, предложения по развитию аптечного сегмента» заявил и сопредседатель Всероссийского союза пациентов, председатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, член СПЧ при Президенте России Ян Власов. И при этом он же указал на необходимость обеспечить приток новых кадров в фармацевтическую отрасль, которая, как и здравоохранение, испытывает острый дефицит кадров.

Но так просто не бывает. Дело в том, что благодаря этим самым “ненавистным” маркетинговым договорам с фармкомпаниями работодатели могут выплачивать работникам аптек премии. Не станет бонусов - останется “голый” оклад. Если бонусы снизятся с 30% до 5%, то и значительно уменьшатся и стимулирующие выплаты. И люди начнут еще активнее уходить из аптек. Опять же в сельской местности, где уже сегодня найти человека с фармацевтическим образованием крайне тяжело, эта проблема может иметь катастрофические последствия.

Кстати говоря, еще с момента публикации первого законопроекта многие участники рынка задавались вопросом: откуда взялся лимит в 5%? Кто-нибудь просчитывал экономику аптек? Чем руководствовались депутаты, когда предлагали такую цифру? Ответа с тех пор так и не поступало.

Вадим Винокуров

Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка