Денег нет, но вы держитесь: больницы в регионах не в состоянии расплатиться по долгам


image

18.03.2023 12772

В регионах больницы снова сталкиваются с катастрофической нехваткой средств. Где-то начали массово увольнять врачей, где-то — задерживают зарплату, где-то — не оплачивают поставки медицинских изделий и лекарств. Все это негативным образом отражается на доступности и качестве медицинской помощи. Ситуация усугубляется тем, что за все эти нарушения больницы, многие из которых финансируются исключительно из ТФОМС и не имеют собственных доходов, еще и наказывают рублем.

В 2020 году долги российских больниц составляли около 14 млрд руб. В 2021 году аудиторы Счетной палаты РФ проанализировали кредиторскую задолженность медорганизаций в 17 регионах. В большинстве из них клиникам не удалось полностью погасить долги перед контрагентами в течение трех лет, а в отдельных регионах этот показатель увеличился в разы. 

В отдельно взятой Ульяновской области еще недавно кредиторская задолженность медучреждений составляла 2,3 миллиарда рублей, но к концу 2022 года была снижена до 400 миллионов рублей. 

“Но 2022 год закрыт с дефицитом территориальной программы госгарантий (ТПГГ) в 210 миллионов рублей, — написал в своем ВК депутат Госдумы Алексей Куринный. — Это угроза прекращения федерального финансирования по нацпроекту в 2023 году, потому что бездефицитная ТПГГ — обязательное условие. Еще 150 миллионов рублей — это долг по решениям суда по лекарствам”.

Поясню. Вероятнее всего, подразумеваются иски в пользу льготников, которые не смогли получить положенные им лекарства бесплатно, приобретали их за свой счет, а теперь  требуют возместить им понесенные расходы. Цифра действительно впечатляющая. 

Счета окружной больницы в городе Шарья Костромской области были заблокированы. О том, что ситуация в ЛПУ плачевная, выяснилось, когда один из местных жителей написал туда запрос по поводу заключения целевых договоров с медучреждением. Речь идет о том, что больница оплачивает обучение студентов в медицинских вузах, а они после окончания обучения должны отработать в ней пять лет. “Шарьинская окружная больница имеет значительную кредиторскую задолженность, лицевые счета медучреждения заблокированы. Действительно, больница очень нуждается в медицинских кадрах, но финансовое состояние не позволяет оплачивать обучение”, — ответила заявителю администрация медицинской организации. 

Руководство городской станции скорой помощи Владимира отменило стимулирующие выплаты сотрудникам, чтобы сократить кредиторскую задолженность. По итогам 2022 года она составила 11 миллионов рублей. В ситуацию вмешалась местная прокуратура и потребовала сохранить премии.

Соседняя Суздальская районная больница задолжала больше 21 миллион рублей 62 субъектам предпринимательства по госконтрактам на поставку продуктов питания, расходных и комплектующих материалов, оказание коммунальных услуг. 

За какой период образовались долги, не известно. Нарушения вскрылись в ходе проверки, по результатам которой прокурор внес представление руководителю медучреждения. Оплата была произведена только после вмешательства прокуратуры. 

Кроме того, возбуждено дело об административном правонарушении за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ) в отношении бывшего главврача больницы.

Минздрав Коми провел мероприятия по выявлению причин кредиторской задолженности Сосновской ЦРБ в 52 миллиона рублей (на 1 декабря 2022 года), после чего порекомендовал «оптимизировать количество сотрудников». 

В Кабардино-Балкарии тоже решили экономить на врачах. В феврале 2023 года 600 работникам Терской центральной районной больницы своевременно не была выплачена часть зарплаты в общей сумме свыше 8 миллионов рублей. Кроме того, некоторым медикам выплатили зарплату ниже МРОТ, что незаконно. Главврач Залим Баксаноков получил представление прокуратуры с требованием устранить нарушения. Только после вмешательства надзорного органа врачи получили свои кровные.

В Дагестане вице-премьер по здравоохранению Абдурахман Махмудов провел специальное совещание по вопросу кредиторской задолженности медорганизаций с участием региональных Минфина, Минздрава, Минюста, ТФОМС и других ведомств. Выяснилось, что клиники региона задолжали контрагентам 394,6 млн рублей, или 54% от суммы задолженности всех бюджетных организаций республики. Минздраву поручено ликвидировать задолженность «в сжатые сроки». За чей счет, каким образом – загадка.

«Ситуация очень странная, медицинская помощь финансируется из средств Фонда ОМС, и деньги поступают, поэтому образование задолженностей скорее говорит о неграмотном управлении, – рассказал «МК» член совета Общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко. – Доступность медпомощи – государственная гарантия. Если у властей региона не хватает денег на поддержание медучреждений, они должны обратиться в федеральный орган власти, чтобы им помогли ликвидировать задолженности. Никакие проблемы с задолженностями не должны становиться проблемами граждан».

Губернатор Забайкальского края Александр Осипов пошел дальше. Он предложил регионам с похожей проблемой – «союзникам» – объединиться, чтобы консолидированно запросить допфинансирование у Минздрава и ФФОМС. 

Ранее о 44-процентном росте «кредиторки» медучреждений Забайкалья по обязательствам в сфере ОМС по итогам 2022 года рассказала министр здравоохранения региона Оксана Немакина. Какую именно сумму составил долг, не сообщается. Известно, что в 2020 году объем задолженности оценивался в 1,1 млрд рублей.

Главные причины роста этого показателя, по мнению Немакиной, – увеличенная нагрузка на фонд оплаты труда, индексация МРОТ и потребительских цен, дефицит программы госгарантий и расходы на содержание «сверхнормативной» (требующих, помимо ОМС, помощи регионального бюджета) сети клиник. По итогам 2022 года численность квалифицированных медицинских кадров в Забайкальском крае снизилась на 4,8%, или 175 человек, стало также меньше среднего медперсонала – на 422 человека. Большинство тех, кто покинул региональную госсеть больниц, ушли на пенсию (45% врачей и 58% медперсонала). В другие ведомства и частные организации перешли 27% врачей и 17% медперсонала, уехали в другие регионы 21% врачей и 13% среднего медперсонала.

«Подключать надо и наших ярких депутатов, и сенаторов, министерства – всех надо подключать, – порекомендовал губернатор. – <...> Давайте делайте что-то, рассчитывайте и доказывайте, что не хватает средств в ФОМС, в том числе и на оплату труда врачей».

Региональные ТФОМС и министерства не первый год пытаются публично привлечь внимание федеральных чиновников к финансовым проблемам больниц, однако комплексных решений от Минздрава России и Федерального фонда ОМС пока не видно. Обычно ограниченность бюджета ОМС в стране правительство точечно компенсирует траншами из федерального бюджета, а иногда регионам предлагают самим увеличить долю софинансирования больниц из своих средств.

То есть больницы недофинансированы, соответственно, не в состоянии купить лекарства, расходные материалы, вовремя оплатить по счетам – все это выливается в различного рода нарушения, за которые и без того ограниченные в средствах медицинские организации наказывают рублем. Общий размер штрафных санкций к медицинским организациям в системе ОМС достиг в 2021 году рекордной отметки: 202 млрд руб. До этого показатель держался в секрете. Данных по 2022 году пока нет. 

Просто замкнутый круг какой-то! С которым надо что-то делать, если мы хотим сохранить здоровье нации.

Вадим Винокуров

Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка