Сложно, но перспективно: как мировые фармкомпании осваивают африканский рынок


image

28.09.2023 11490

Мероприятия по поощрению инвестиций провел в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке Совет по поощрению инвестиций и развитию Намибии. И хотя министра здравоохранения в составе делегации не было, многие западные эксперты считают фармацевтический рынок одним из наиболее перспективных с точки зрения инвестирования. Я решил детально изучить этот вопрос.

Намибия имеет большую территорию (свыше 825 тыс. кв км), но весьма небольшое население 2,5 млн человек. Несмотря на то, что Намибия классифицируется как страна с доходом выше среднего, она имеет высокий уровень неравенства. Уровень бедности снизился, но по-прежнему оценивается в 27%, особенно бедно живут в сельской местности. 

В 2018 году министр здравоохранения и социального обеспечения д-р Бернард Хауфику дал несколько советов фармкомпаниям, решившим развивать бизнес в Намибии. 

«Каждый может создавать фармацевтические компании в Намибии, — заявил Хауфику. — Проблема в том, что некоторые из этих фирм хотят заключить соглашение с правительством о гарантированных закупках их продукции, причем в некоторых случаях они ведут речь о ценах, которые в четыре раза выше, чем те, по которым мы закупаем аналогичную продукцию». 

Он также рассказал об инициативе совместных закупок, которая обсуждается африканскими странами для снижения конечных цен.

«Мы можем покупать вместе, но нам все равно придется регистрировать продукты по отдельности как страны», — пояснил Хауфику. 

Система общественного здравоохранения Намибии децентрализована и распределена по 14 регионам. Расстояния до клиник и аптек часто большие, а государственные больницы в значительной степени специализируются на оказании первичной медицинской помощи. Согласно переписи медицинских учреждений (2009 г.), государственный сектор Намибии является ведущим поставщиком медицинских услуг: 30 районных больниц, 3 межрайонных больницы и 1 национальная специализированная больница. 13 частных больниц страны преимущественно расположены в городах. 

Перед Намибией стоит двойная задача: необходимо укрепить свою национальную систему здравоохранения и противостоять тяжелому бремени ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и неинфекционных заболеваний. Распространенность ВИЧ и гипертонии среди взрослого населения Намибии оценивается на уровне 12,6% и 46% соответственно.  Распространенность туберкулеза составляет 465 случаев на 100 тыс. населения. На повестке дня рост заболеваемости и расходов на лечение неинфекционных заболеваний.

«Для достижения Целей устойчивого развития, включая исключение эпидемии СПИДа из числа угроз общественному здоровью к 2030 году, странам Африки необходимо организовать стабильный доступ к качественным и доступным лекарствам и другим медицинским товарам. Это должно быть приоритетом в области здравоохранения и развития», — отмечала исполнительный директор UN AIDS (организация координирует международные меры противодействия СПИДу) Мишель Сидибе.

Больничные фармацевты играют жизненно важную роль в системе здравоохранения. Обучение фармацевтов внутри страны продемонстрировало впечатляющий прогресс за последнее десятилетие. В 2009 году была открыта программа бакалавриата фармацевтики в Университете Намибии. Первый выпуск состоялся в 2015 году. 

Как мы уже выяснили, емкость рынка Намибии невелика ввиду небольшой численной населения, однако страна привлекательна тем, что является воротами в другие части континента, включая регион Сообщества по вопросам развития Юга Африки с населением более 300 млн человек (11 стран). А к 2050 году, по прогнозам, население всего континента достигнет 2,5 млрд человек, увеличится и доля представителей среднего класса. Согласно анализу, 37% африканских потребителей сосредоточены в 30 городах, в которых к 2025 году будет больше домохозяйств-потребителей, чем в Австралии и Нидерландах вместе взятых. Немаловажным фактором выступает и то обстоятельство, что африканский фармрынок развит относительно слабо по сравнению с другими регионами.

Именно по этому многие западные эксперты убеждены, что Африка — единственный фармацевтический рынок, где по-прежнему возможен по-настоящему высокий рост. Стоимость фармацевтической промышленности здесь подскочила до 28,56 млрд долл. в 2017 году с 5,5 млрд долл. десятилетием ранее. Этот рост продолжается быстрыми темпами: аналитики Goldstein Research прогнозируют, что к 2030 году объем рынка составит от 56 до 70 млрд долл. На эти цифры, по их мнению, стоит обратить внимание транснациональным корпорациям и фармкомпаниям, которые ищут новые источники роста, поскольку развитые рынки стагнируют.

Фармацевтический рынок ЮАР является крупнейшим на континенте, его объем в 2021 году составил 3,9 млрд долл. Однако другие африканские страны, такие как Египет, Алжир, Марокко, Нигерия и Тунис, также обладают значительными фармацевтическими рынками, размеры которых варьируются от 0,3 млрд до 2,6 млрд долл.

Непатентованные препараты играют решающую роль в африканской фармацевтической промышленности, предоставляя доступные альтернативы оригинальным препаратам. И тут в лидерах североафриканский регион, объем рынка которого в 2021 году составил 3 млрд долл. За ним следуют восточноафриканский, западноафриканский, центральноафриканский и южноафриканский регионы. Ожидается, что растущее использование дженериков в Африке будет способствовать дальнейшему росту фармпромышленности, поскольку все больше людей получат доступ к основным лекарственным средствам.

В период с 2017 по 2030 год совокупный годовой темп роста отпускаемых по рецепту лекарств, по прогнозам, составит 6,5%, дженериков — 10%, отпускаемых без рецепта лекарств — 7,1%, а медицинских изделий — 12,1%. 

Но вернемся в Намибию. Страна имеет ограниченное внутреннее производство, слабые производственную инфраструктуру и технический потенциал, а также не имеет доступа к сырью. Существует только один фармацевтический производитель, Fabupharm, который производит более 150 наименований продукции, начиная от пищевых добавок, туалетных принадлежностей, зарегистрированных и незарегистрированных медицинских изделий. Намибия закупает все свои медицинские принадлежности за рубежом, что влечет за собой огромные финансовые затраты.

Статистическое агентство Намибии сообщило, что страна импортировала лекарственные средства и фармацевтическую продукцию на сумму

около 53,5 млн евро за двенадцать месяцев до августа 2022 года. Причем большая часть продукции импортировалась из Южной Африки (и Бельгии). 

Куда еще ЮАР экспортирует фармацевтическую продукцию? В 2022 году структура экспорта выглядела следующим образом (TOP5 стран):

  • Бельгия с долей 38% (278 млн долл.)
  • Намибия с долей 15,2% (110 млн долл.)
  • Ботсвана с долей 9,33% (67 млн долл.)
  • США с долей 3,36% (24 млн долл.)
  • Германия с долей 3,14% (22 млн долл.)

Тогда как основными импортерами товаров в ЮАР в прошлом году были:

  • Индия с долей 22% (577 млн долл.)
  • Германия с долей 13% (330 млн долл.)
  • Франция с долей 9,56% (241 млн долл.)
  • США с долей 9,18% (232 млн долл.)
  • Ирландия с долей 6,58% (166 млн долл.)

Нынешний медицинский склад при Министерстве здравоохранения Намибии является собственностью Министерства труда и транспорта и не был предназначен для фармацевтических целей. Он маленький и старый, и его возможности напрямую влияют на то, что закупает государство как с точки зрения размера грузов, так и количества. Лекарства хранятся в зависимости от наличия свободного места и не обязательно в соответствии с режимом, который предписан.

Другой минус местного фармацевтического рынка – огромная доля «серого» сегмента. Около 30% всех лекарств, продающихся на континенте, составляют подделки. В таких условиях цивилизованным игрокам приходится прикладывать немало усилий, чтобы завоевать доверие потребителей. Например, в Уганде, Кении и Замбии работает организация Living Goods, действующая по схеме Avon, Amway и т.п. Living Goods использует для продажи лекарств и медицинских товаров целую армию торговых представителей, которую формирует из уважаемых в местных сообществах женщин. Благодаря помощи спонсоров Living Goods продает лекарства по очень низким ценам, делая их доступными для самых бедных семей и тем самым повышая доверие африканцев ко всей фарминдустрии. 

Порой на имидж положительно влияют совершенно неожиданные вещи. Например, местные жители крайне позитивно реагируют на брендированные грузовики компании, доставляющие лекарства. Для потребителей это является признаком того, что аптеки продают настоящие препараты, привезенные издалека, а не упакованные где-то рядом подделки.

Производители и дистрибьюторы лекарств вынуждены корректировать привычные каналы продвижения своей продукции. В США главным инструментом являются врачи – за несколько последних лет на работу с ними участники рынка потратили 24 млрд долл. В Африке же огромную часть работы с пациентами берут на себя так называемые community health workers (представители местных общин, прошедшие базовые медицинские курсы) – чрезвычайно многочисленная и разрозненная аудитория.

Однако те игроки, которые смогут разобраться во всех этой специфике, получат шанс застолбить за собой лидирующие позиции на самом быстрорастущем рынке.

Напоследок несколько слов об аптеках. В отличие от ЮАР, где аптеку может открыть кто угодно, а вот заведовать может только специалист с фармобразованием, в Намибии это по-прежнему привилегия только фармацевтов. При этом в стране до сих пор нет Фармацевтического управления (впрочем, в нашей стране от него тоже в свое время благополучно избавились). Отраслью руководят чиновники Медицинского управления. Однако в ЮАР население намного больше (58 млн чел.), чем в Намибии, поэтому аптечным сетям есть куда расти. В Намибии же всего две оптовых компании и немногим больше больничных аптек, все остальное — обычная розница (всего 81 точка по состоянию на 9 августа 2023 г.). 

Вадим Винокуров

Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка