В 2024 году регионы должны внедрить в здравоохранение не менее трех продуктов с искусственным интеллектом


image

27.10.2023 10981

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, что почти половина россиян больше будут чувствовать дискомфорт, чем комфорт, если их врач будет полагаться на искусственный интеллект (ИИ) для постановки диагноза или назначения лечения. Однако хотим мы этого или нет, Минздрав взял курс на активное внедрение в практику продуктов на базе ИИ. Уже в будущем году все регионы должны отчитаться об использовании минимум трех продуктов с ИИ.

ВЦИОМ не просто опросил россиян об их отношении ИИ. Он продублировал вопросы аналогичного опроса Исследовательского центра Пью (Pew Research Center), который проводился в США, чтобы сравнить настроение наших сограждан и американцев.

Выяснилось, что в обеих странах пациенты больше будут чувствовать дискомфорт, чем комфорт, если врач будет полагаться на искусственный интеллект для диагностики заболеваний и рекомендации лечения. Такая ситуация оказалась бы неприятной для 49% россиян и 60% американцев, спокойно бы отнеслись к этому 40% и 39% соответственно. Это значит, что и в российском, и в американском обществе существуют опасения по вопросу применения ИИ в здравоохранении, констатируют специалисты ВЦИОМ.

Среди россиян большую лояльность в отношении использования ИИ в медицине проявляют мужчины (46% говорят, что им было бы комфортно в случае, если бы врач обратился к ИИ), молодежь (57% в группе 18–24 лет и 53% в группе 25–34 лет) и активные пользователи сети Интернет (48%).

Дискомфорт в потенциальной ситуации использования ИИ врачом чаще возникает у женщин (54%) и россиян 35–59 лет (54–52%). Чем старше россияне, тем чаще они затрудняются ответить на вопрос (4% среди молодежи до 25 лет и 18% среди старшей когорты).

ИИ обладает способностью обрабатывать огромные объемы данных и находить скрытые закономерности. Теоретически это должно помочь врачам быстрее и точнее ставить диагнозы, эффективнее лечить и видеть то, что человеческий глаз не в состоянии рассмотреть. С тем, что использование ИИ в здравоохранении приведет к улучшению здоровья пациентов, согласны 38% американцев и 40% россиян.

Однако жители США почти в два раза чаще выражали скептическое мнение на этот счет — 33% убеждены, что такие новации приведут к ухудшению здоровья пациентов. Среди наших соотечественников скептиков набралось 17%. Около четверти опрошенных и у в Америке, и у нас склоняются к тому, что использование ИИ в здравоохранении никак не отразится на здоровье пациентов.

И жители США, и жители России достаточно единодушны в оценках того, как ИИ повлияет на проблему врачебных ошибок — 40% американцев и 44% россиян считают, что ситуация улучшится. Полагают, что ситуация никак не изменится 31% американцев и 25% наших сограждан. Но скепсис в этом отношении выше у граждан Соединенных Штатов — 27% ожидают увеличения числа врачебных ошибок (vs 16% среди россиян).

В целом российскому обществу присущ умеренный энтузиазм по вопросу использования ИИ в здравоохранении, сделали вывод эксперты ВЦИОМ. По-видимому, ИИ еще не успел заработать себе «антирейтинг» в этой сфере, в том числе потому, что значимая часть россиян еще не имела возможности познакомиться с технологией лично.

Но как бы россияне не относились к этому “благу цивилизации”, президент страны Владимир Путин четко дал понять, что ИИ в здравоохранении надо активно развивать. В прошлом году он заявил, что нужно применять новые технологические инструменты в стандартных процедурах, и призвал Минздрав как можно быстрее перенимать опыт Москвы. На февральской встрече этого года с мэром столицы Сергеем Собяниным глава государства вновь призвал тиражировать практику «врачебных подсказок» с помощью технологии ИИ. 

Речь идет о диагностическом ассистенте «Аида» на базе ИИ, который был разработан «Сбером» совместно с правительством столицы. Ожидается, что «Аида» поможет терапевтам и врачам общей практики в постановке основного заключительного диагноза на основании данных электронной медицинской карты (ЭМК) за последние два года. Во время повторного посещения пациентом врача сервис анализирует все текстовые данные ЭМК, в том числе жалобы и анамнез, историю болезни, результаты первичного осмотра, лабораторных и инструментальных исследований. На основании этих данных модель помогает врачам в постановке основного заключительного диагноза из числа 95 наиболее часто встречающихся и значимых, зачастую требующих диспансерного наблюдения.

В сентябре текущего года Владимир Путин также поручил правительству принять дополнительные меры по повышению уровня компетенций в сфере искусственного интеллекта специалистов ключевых отраслей экономики и социальной сферы. С 2024 года надлежит поэтапно применять образовательный модуль «Системы искусственного интеллекта» в составе программ высшего образования и повышения квалификации.

По состоянию на 1 октября 2023 года Росздравнадзор зарегистрировал более 20 таких решений, которые используются в 72 регионах, сообщил министр здравоохранения Михаил Мурашко. Для стимулирования внедрения ИИ предусмотрены субсидии регионам из федерального бюджета. 

«Мы в соглашениях с субъектами в рамках нашего федерального проекта по созданию единого цифрового контура предусмотрели субсидии. В этом году уже необходимо было внедрить не менее одного решения с искусственным интеллектом, в следующем году — не менее трех централизованных систем, в которых должны использоваться медицинские изделия с искусственным интеллектом», — сказал заместитель министра здравоохранения России Павел Пугачев. 

На поддержку разработок в сфере ИИ правительство выделит 1,2 млрд руб., указано в распоряжении, подписанном 5 октября премьер-министром Михаилом Мишустиным. Из них 821 млн руб. заложены на финансирование малых предприятий для поддержки сферы ИИ в рамках грантовых программ. Фонд содействия развитию малых  предприятий в научно-технической сфере выдаст им порядка 16 грантов. Минцифры направит 250 млн руб. на формирование и актуализацию наборов данных и инфраструктуры доступа к ним. В этом году планируется внедрить не менее 10 таких наборов.

Проблемы внедрения решений на базе ИИ стали предметом обсуждения экспертов отрасли в рамках конгресса “Информационные технологии в медицине”, который 12-13 октября прошел в Москве. 

“Мы постоянно находим в историях болезни такие аномалии, как, например, рост 100 км, артериальное давление 500/500, — рассказал директор по развитию компании «К-Скай», член наблюдательного совета ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта для медицины «Национальная база медицинских знаний», к.т.н. Александр Гусев. — Очень много проблем с пропусками, то есть когда поля формы не заполнены. Все это ведет к деградации заявленных нами, как разработчиков, моделей машинного обучения при применении в клинической практике”. 

Когда разработчики столкнулись с этим, то стали существенно перестраивать свои процессы, признал эксперт. 

“Мы все слышали тезис о том, что модели машинного обучения надо обучать на качественных данных, но теперь становится очевидно, что обучать их надо на тех данных, на которых система будет применяться, — прокомментировал Гусев. — Потому что у нас был опыт, когда мы брали очень хорошие наборы данных из качественных клинических исследований, получали прекрасные модели, а потом с ужасом видели, как они рушатся при применении в самой обычной карте в самом обычном субъекте”. 

Теперь компания делает большой упор “не на том, как научить модель, а как затем наблюдать за этой моделью, ее поведением. Очень важным становится этап пострегистрационного мониторинга. Его должен вести и сам производитель-разработчик плюс обязательно “внешняя” организация, которая с ним никак не связана”. 

По словам эксперта, у компании даже был опыт, когда она убрала востребованную врачами и медицинской организацией модель ИИ с платформы, потому что не могли гарантировать ее стабильность. 

“Только так можно сформировать доверие к технологии ИИ, которая классная, но ведет себя при применении совсем не так, как на этапе обучения”, — резюмировал спикер. 

Звучит пугающе, но не стоит забывать о том, что пока (и хочется верить, что и впредь) никто не помышляет о том, чтобы ИИ сам лечил людей, заменил врача. Последнее слово остается за доктором. Именно он решает, насколько ему полагаться на подсказки ИИ, и только он несет ответственность за оказание медицинской помощи надлежащего качества.

Вадим Винокуров

Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка