02.10.2023 12087
Россияне не торопятся пользоваться электронными рецептами. Даже те пациенты, которым их выписывают, в подавляющем большинстве их не отоваривают в аптеке. Что это - неприятие инноваций, игнорирование рекомендаций врача и увлечение самолечением? Или неудобство и ограниченный функционал системы?
С 1 января 2024 года все регионы должны будут внедрить на своей территории электронные рецепты. О том, как с этим справились в 41 регионе (из 89, то есть в 46% субъектов), на недавней отраслевой конференции в Сочи рассказал управляющий директор одной из таких систем - «Первый электронный рецепт» Кирилл Хромов. По данным компании, с 2021-го по 2023 годы через систему было оформлено более 6,1 млн ЭР. Их выдали 4 млн россиян. То есть каждый пятый пациент в тех регионах, где работает “Первый электронный рецепт”, получает именно цифровой рецепт. Хотя пока что по желанию гражданина врач может оформить ему традиционный бумажный бланк.
Выписывается е-рецептов все больше и больше, но вот до аптек доходят буквально единицы - примерно 5-6%, а “погашается” и того меньше - 3%, сказал эксперт. В регионах-лидерах, таких как Сахалин, этот показатель выше в 10 раз (в абсолютных цифрах - порядка 10 тыс. рецептов гасится в месяц), но и это всего лишь треть от общего объема выписки.
Когда ведущий панели спросил, кто из присутствующих в зале посещал врача и получил электронный рецепт, в зале подняли руки всего два человека. А кто воспользовался им для покупки лекарства? Никто! Почему? Потому что в аптеке никто не спрашивал рецепт, и товар отпустили без него.
Нужна ли единая система электронных рецептов на всю страну или, наоборот, наличие нескольких таких систем в рамках одного региона заставит разработчиков больше стараться, чтобы выиграть в конкурентной борьбе? Пока что все отдано на откуп регионов, и о централизации речи не идет. Но это только пока, добавляют многие эксперты рынка.
“Мы общаемся с коллегами по всей стране и видим огромное количество региональных особенностей в рамках запуска системы. То, что у нас отлично работает в одних регионах, не работает в других, - поделился опытом Хромов. - Если мы хотим сделать одну федеральную систему, мы должна понимать, что на первых порах она, возможно, будет плохо работать. Очень много региональных особенностей”.
По его словам, в одних субъектах местные Минздравы настаивают на том, чтобы врачи выписывали ЭР в той же медицинской информационной системе (МИС), в которой они привыкли работать. В соседнем регионе такой же Минздрав, наоборот, говорит: “Только не в нашем МИСе, потому что он тормозит, врачам в нем итак неудобно работать, давайте сделаем отдельно выписку”.
“Так что загнать палками в единую систему, конечно, можно, но чтобы система работала, она должна быть удобна всем: пациентам, врачам, фармспециалистам”, - подвел черту Хромов.
Генеральный директор ГК “Аптечные традиции” Дмитрий Руцкой, наоборот, убежден, что у системы ЭР должен быть единый заказчик, возможно, Минздрав, или кто-то другой. Потому что необходим один командный центр, который создаст техзадание, согласно которому и будет вестись разработка.
“Должен быть один разработчик, и должен быть единый справочник лекарств, чтобы отрасль говорила на одном языке, - прокомментировал Руцкой. - Потому что сегодня у одного оптовика он один, у другого - другой, у каждой аптечной сети - свой справочник со своими кодами. Должен быть свободный обмен данными с системой мониторинга движения лекарственных препаратов, чтобы в ней было удобно работать, чтобы она не “выбивала”.
Согласно его предложению, инициатором создания платформы ЭР должна выступить как раз система маркировки лекарств, чтобы был идеальный обмен данными. Децентрализовать, по его словам, можно было бы создание тех платформ, на которых непосредственно будет происходить выписка рецепта. У лечебных учреждений уже сегодня есть множество программ, в которых работают врачи. Так пусть стартапы создают более удобные, чем у конкурентов, интерфейсы. Но самое главное - должен быть единый орган управления для всей отрасли.
Эксперт вспомнил время, когда в Министерстве здравоохранения существовал Департамент лекарственного обеспечения. В ту пору лекарства регистрировались в одном месте, цены на них - устанавливались в том же месте, а еще курировали оборот ЛС, и все вопросы решались намного быстрее.
“Сейчас, как минимум, три ведомства этим занимаются, которые конфликтуют между собой и тянут [отрасль - прим. ред.] в разные стороны”, - высказался Руцкой.
А что думают об ЭР врачи? Лишь восемь медиков из десяти знакомы с системой электронного рецепта (ЭР). Из них 92% имеют опыт работы в ней. При этом предварительное обучение по пользованию системой проходили 45% опрошенных. Об этом рассказал генеральный директор компании Rx Code Денис Вязников.
В опросе приняли участие 200 врачей. Свыше половины (54%) испытывали трудности при работе с ЭР: технические проблемы (62%), сложное заполнение формы (42%), ошибки и неточности (38%), неудобная форма (23%). Тем не менее 86% респондентов готовы использовать систему ЭР в своей практике, а 78% — рекомендовать ее коллегам.
«Девять врачей из десяти считают ЭР удобными для пациентов, а 73% — удобными для врача», — подчеркнул Вязников. По его словам, льготные рецепты выступают драйвером развития системы электронных рецептов. На них приходится 59% ЭР, выписанных врачами. Опыт оформления и коммерческих, и льготных цифровых рецептов есть у 32% респондентов.
То, что коммерческие рецепты выписываются в недостаточном количестве, отчасти сдерживает развитие эксперимента по дистанционной торговле рецептурными препаратами. Хотя представители e-com не перестают повторять, что спрос на доставку лекарств высокий, поэтому ее надо развивать.
“На водку у нас тоже высокий спрос, особенно ночью, да и по утрам, когда она заканчивается, многие бы хотели, чтобы им ее доставляли, но почему-то правительство выступает категорически против дистанционной торговли спиртных напитков…, - возразил Руцкой. - Я думаю, надо раз и навсегда прекратить эти дебаты в отношении доставки лекарств. Есть прекрасные платформы, онлайн-аптеки, где человек может заказать препарат онлайн, а потом забрать его в аптеке, получив необходимую профессиональную консультацию, как использовать этот препарат. Это действительно удобно”.
Есть еще одна проблема, связанная с ЭР. Когда в нашей стране только готовились к внедрению этой инновации, некоторые эксперты говорили, что запуск системы позволит убить сразу нескольких зайцев. Фармацевтам не придется разбирать почерк врачей, врачам не надо будет тратить лишнее время на выписку (многие поля будут заполняться автоматически), страховые организации смогут отследить качество работы врача: насколько он следует стандартам лечения, клиническим рекомендациям, появится более достоверная медицинская статистика, можно будет отслеживать неблагоприятные реакции на препараты, а пациенты наконец-то смогут получить назначенный препарат по рецепту в любом регионе, а не исключительно в том, где его выписали.
Есть малые населенные пункты на стыке двух областей, и получается, что жителю Белгородской области, например, до Воронежа ехать 80 километров, а до Белгорода - 300 километров. Крайне неудобно, когда электронный рецепт, выданный в Белгородской области, невозможно отоварить в Воронежской области. Но оказалось, что отменить “рецептурный роуминг” не так-то просто. Для этого требуется создать еще одну федеральную информационную систему - реестр ЭР.
Напомню, что в апреле 2022 года президент страны Владимир Путин давал поручение Правительству создать федеральный реестр для учета выписанных пациентам лекарств. Заниматься этим на безвозмездной основе вызвалась компания «Цифроздрав». В период с июля 2022 года по май 2023 года в Башкирии, Татарстане, Белгородской и Московской областях должен был пройти эксперимент по работе реестра. По итогам пилота планировалось выбрать постоянного оператора системы на конкурсной основе. Но работа над проектом так и не была выполнена.
Теперь Минздрав собирается заниматься этим проектом самостоятельно, консолидировав в федеральном регистре лиц с отдельными заболеваниями сведения об электронных рецептах. Все это будет погружено в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Проект постановления о создании такого регистра министерство опубликовало в начале сентября 2023 года. Оно должно вступить в силу с 1 сентября 2024 года и действовать в течение шести лет.
Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка