21.02.2023 9174
Врачи в частных клиниках могут получить право выписывать рецепты по итогам телеконсультаций. Этот эксперимент планируется распространить на 15 клиник. Вероятно, это сигнал к тому, что правительство осознало: переход на электронные рецепты, сопутствующее ему усиление ответственности фармацевтов за безрецептурный отпуск лекарств, силами только государственного здравоохранения не осуществить.
Напомню, что в марте у нас в стране стартует эксперимент по дистанционной торговле рецептурными лекарственными препаратами. Он затронет три региона: Москву, Московскую и Белгородскую области и продлится три года. В рамках пилота продавать с доставкой можно будет далеко не все рецептурные медикаменты, а лишь порядка 1000 наименований. Курьеры не смогут доставлять наркотики и их прекурсоры, сильнодействующие вещества, радиофармпрепараты и иммунобиология, термолабильные средства с условиями хранения до 15 °С, спиртосодержащие препараты с долей этанола более 25% и лекарственные препараты аптечного изготовления.
Как и любой эксперимент, данный вызывает немало споров и обсуждений. Большинство из них связаны с тем, что данный проект не сможет работать без электронных рецептов. Но как они будут выписываться, кем, кто и как их будет передавать аптекам, маркетплейсам и агрегаторам? Как гарантировать, чтобы по одному и тому же рецепту человек не получил препарат многократно? И это далеко не весь перечень обсуждаемых вопросов.
Практически за месяц до старта главные сторонники разрешения дистанционной торговли рецептурными препаратами - крупнейшие маркетплейсы столкнулись с “проблемой там, где ее абсолютно не ждали”. Об этом сообщил в ходе отраслевой конференции в Сочи “PROекции Будущего” руководитель стратегических проектов компании “Яндекс” Максим Агарев.
“Мы долго обсуждали регуляторику, но конечный результат получился фантастический и, насколько мне известно, устраивает все стороны, - рассказал предысторию Агарев. - Когда мы подошли вплотную к эксперименту, осталось понять, как все это сделать технически”.
Для того, чтобы не прописывать технические детали реализации эксперимента в федеральном законе и подзаконные акты, в которые сложно будет потом быстро вносить изменения, их вынесли на уровень регионов. Предполагалось, что так будет проще, добавил Агарев. И никаких проблем не ожидали, но они всплыли на совещании 6 февраля Минздрава с участием представителей регионов, включенных в эксперимент, и крупнейших компаний России (не аптечных, в том числе Яндекс, Ozon, Wildberries, Почта России), которые тоже хотят в нем участвовать.
“На этой встрече Ozon обратился к представителям ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система) с деликатной просьбой скорректировать систему оборота электронного рецепта, потому что предложенное ими наследие работы с льготным е-рецептом не применимо к коммерческой сфере”, - сказал Агарев.
По его словам, ЕМИАС склоняется к тому, чтобы вся дистанционная продажа лекарств велась через ее приложение. То есть для всех аптек, маркетплейсов, агрегаторов один путь - “глубоко, жестко интегрироваться в ЕМИАС и ждать, когда от них придет заказ”.
“И это будет не ваш клиент, которого вы годами холили и лелеяли, которому давали программу лояльности, а это клиент ЕМИАС, который туда пришел, а вы его должны обслужить, - заявил эксперт. - Сейчас ситуация патовая. В таком виде мы запуститься не можем. Мы направили письма, разъясняющие, что такое положение вещей не годится, и ждем реакции”.
При этом Яндекс по-прежнему считает участие в этом эксперимента ключевым проектом 2023 года компании.
“Мы положим все силы на то, чтобы этот проект стартовал, несмотря на все те проблемы, о которых я говорил, и чтобы он оправдал ожидания тех, кто за него боролся”, - подытожил Агарев.
Что думают аптеки по поводу этого пилота?
“Я очень рад, что Ставропольский край, где находится значительная часть наших аптек, не попал в число участников эксперимента по дистанционной продаже рецептурных препаратов, - подчеркнул директор группы компаний «Вита Плюс» (Пятигорск) Жан Гончаров. - С другой стороны, сочувствую коллегам, которые попали во всех смыслах слова”.
Гончаров - депутат краевого законодательного собрания, много ездит по краю, встречается с избирателями и нередко слышит жалобы на невозможность записаться на прием к врачам. Он с трудом представляет, как справится с выпиской рецептов система здравоохранения.
Я разделяю его сомнения. Еще мне интересно, а кто-нибудь предварительно посчитал, сколько у нас продается рецептурных препаратов в аптеках и сколько, если следовать всем правилам и законам, должно быть выписано рецептов на них. Я имею в виду не только лекарства, популярные у аптечных наркоманов, а все - с пометкой “отпуск только по рецепту”. Ведь, как мы знаем, ответственность за безрецептурный отпуск таких медикаментов предлагается усилить и штрафовать и аптеки, и непосредственно фармспециалистов. После того, как мы оценили потребность, осталось понять, сколько врачей требуется на выписку такого объема рецептов и сколько времени этот процесс займет у них. Ну и последний, ключевой вопрос: останется ли у них время на исполнение других своих обязанностей, лечение пациентов?
Следует принять во внимание и среднюю реальную (а не идеальную) скорость оформления электронного рецепта врачами. Думаю, вы тоже неоднократно сталкивались с врачами, которые набирают информацию в компьютере одним пальцем. Возможно, эксперимент стоило бы начать не со всех рецептурных лекарств в нескольких регионах, а лишь с некоторых, чтобы не перегрузить докторов и систему здравоохранения.
Рассказывают, что после очередного призыва Минздрава и Росздравнадзора работать в рамках закона и отпускать все рецептурные препараты строго по рецепту, в одном из регионов страны фармспециалисты договорились так и делать. Уже в конце первой недели их собрали в территориальном органе Росздравнадзора: “Люди жалуются. Поликлиники не справляются. Давайте проявим большую гибкость в этом вопросе и не будем такими буквоедами”. На этом эксперимент закончился. Все вернулось на круги своя.
Не стоит забывать о кибер-атаках, которые, мы знаем из новостей, то и дело совершаются на портал Госуслуг, другие информационные системы. По сведениям ФСБ, количество кибератак на инфраструктуру России выросло с началом военной операции на Украине. А вице-премьер Дмитрий Чернышенко информировал, что за 2022 г. удалось отразить около 50 000 кибератак на российские интернет-ресурсы. По его словам, государство «никогда ранее не подвергалось такому нашествию». Если таким кибер-нападениям подвергнется система оформления электронных рецептов? Аптеки перестанут отпускать препараты?
А как быть с приезжими? Если в каждом регионе будет работать местная система электронных рецептов, сможет ли приезжий получить лекарство в той же Москве? До сих пор неясно, сохранятся ли бумажные рецепты? С одной стороны, если их не отменить, то цифровые рецепты никто выписывать не станет. По самым разным причинам. С другой стороны, если бумажные рецепты отменят, то что будут делать самые необеспеченные граждане, у которых нет ни смартфона, ни тем более компьютера?
Хочется верить, что в правительстве осознают все те трудности, которые возникнут при внедрении системы электронных рецептов и дистанционной торговли рецептурными лекарствами. Проект постановления о включении частных клиник в систему выписки таких рецептов мог бы часть из них нивелировать. Сейчас по закону «Об основах охраны здоровья граждан» на онлайн-консультации врач может говорить о профилактике заболеваний, анализировать жалобы пациента, оценивать эффективность лечения и принимать решение о необходимости очного приема, но не выписывать рецепты. Даже корректировать ранее назначенное лечение во время телеконсультации может только лечащий врач, который установил диагноз на очном приеме.
При этом в законе указано, что этот механизм может быть изменен для частных клиник — участников экспериментального правового режима (ЭПР). Именно такой режим для 15 медицинских компаний в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Ижевске (в частности, «Доктор рядом», «Медси», «РенКлиника») и предусматривает проект постановления правительства, разработанный Минэкономразвития. Если он будет принят, врач сможет «формировать рецепт» в форме электронного документа, но только по диагнозу, который был установлен на очном приеме.
15 клиник - это лучше, чем ничего, но все же крайне мало для того, чтобы решить проблему.
Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка