Фармпроизводители просят установить предельно допустимые дозы лекарств для водителей


image

07.11.2023 10040

Водителей начнут наказывать за прием некоторых лекарств, не являющихся наркотическими, но ухудшающих реакцию. Правда, когда это произойдет, до сих пор неясно. Вместе с тем фармпроизводители просят не полностью запрещать прием отдельных препаратов этой категории пациентов, а прописать предельно допустимые концентрации.

Правила дорожного движения запрещают управлять автомобилем под воздействием лекарств, ухудшающих реакцию. До ноября 2022 года суды лишали водителей прав при выявлении следов ненаркотических и непсихотропных препаратов (например, фенобарбитала, входит в валокордин), пока в Конституционный суд (КС) на эту практику не пожаловался один из водителей. В прошлом году КС запретил наказывать водителей. Судьи указали, что для того, чтобы это делать, необходимо прописать отдельную норму в КоАП, а также конкретизировать список несовместимых с вождением препаратов отдельным документом. Такие поправки к КоАП уже разработаны и внесены в Госдуму. Согласно проекту, если в процессе медицинского освидетельствования в крови у водителя будут обнаружены определенные препараты, ухудшающие реакцию и внимание, он понесет административную ответственность.

Однако он все еще не рассмотрен депутатами, да и список самих медикаментов, которые должен составить Минздрав, никто не видел. Так что сроки вступления новелл в силу не известны. А пока суд да дело, водители, пострадавшие от упомянутой правовой неопределенности, стали возвращать себе права путем обжалования судебных актов нижестоящих инстанций в Верховном суде (ВС). 

Газета “Коммерсант” обнаружила в картотеке ВС несколько вынесенных за последнее время однотипных постановлений на эту тему. К примеру, в сентябре суд рассмотрел дело жителя Барнаула Анатолия К. В октябре 2020 года его остановили инспекторы и обнаружили признаки опьянения (невнятная речь, странное поведение). Проверка на алкоголь ничего не показала, водителя направили на проверку в больницу, и там в организме нашли опиоидный анальгетик трамадол. Мужчина пояснил, что принимал препарат «Залдиар» (куда как раз входит трамадол) по назначению врача. Суд первой инстанции лишил его прав, сославшись на инструкцию к лекарству, которая запрещает садиться за руль после употребления «Залдиара». Водитель обжаловал решение в вышестоящих инстанциях и дошел до ВС, который отменил первоначальное решение и отправил дело на новое рассмотрение. Суд сослался на позицию КС: до внесения поправок к КоАП нельзя лишать прав за лекарства, которые не являются наркотиками или психотропными веществами.

«Практика обжалования вступивших в силу постановлений после нового толкования законодательства стандартная», — говорит юрист, эксперт ОНФ Катерина Соловьева. Похожая ситуация была, когда в 2013 году вводился так называемый закон о промилле, вспоминает эксперт (тогда в законодательстве появился минимальный порог содержания алкоголя — 0,16 мг на 1 л выдоха). 

«Водители также шли обжаловать ранее вынесенные постановления о лишении прав, причем успешно,— вспоминает Соловьева.— В данном случае КС, установив частичную незаконность КоАП, по сути, дал автовладельцам право на обжалование по новым основаниям, и им пользуются».

При этом запрет на употребление водителем психотропных веществ является абсолютным, и даже если опьянение было вызвано лекарственным препаратом, привлечение нарушителя к административной ответственности обосновано. В своем Определении № 2224-О/2023 Конституционный суд (КС) РФ в очередной раз подтвердил свою позицию по отношению к данной категории лекарств. Жалоба Василия Олейника, в крови которого нашли фенобарбитал и которого оштрафовали за вождение в состоянии опьянения, оставлена без удовлетворения.

КС РФ напомнил, что примечание к статье 12.8 КоАП РФ прямо запрещает водителю употребление психотропных веществ, вызывающих опьянение. По мнению КС РФ факт употребления таких веществ заявителем в его конкретном деле был установлен, поэтому привлечение его к административной ответственности не может рассматриваться как необоснованное и несправедливое.

Тем временем Союз профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) направил свои предложения по изменению законопроекта, о котором я писал выше и который предусматривает запрет на употребление водителями определенных препаратов, ухудшающих внимание. По мнению организации, следует исходить не из самого факта приема лекарства, а опираться на концентрацию вещества в крови.

Включение в перечень конкретных фармакотерапевтических групп лишит большое число пациентов лекарственной помощи либо они будут вынуждены сменить образ жизни, вплоть до отказа от управления автомобилем, говорится в письме СПФО в Минздрав и Госдуму. 

«Миллионы граждан на постоянной основе принимают антигистаминные, снотворные, седативные препараты при наличии соответствующих врачебных назначений. В инструкции прописано не только предупреждение о влиянии препаратов на водителей, но и за какой период времени происходит выведение их из организма либо нейтрализация препаратов в крови», — указала исполнительный директор СПФО Лилия Титова. 

Генеральный директор другого объединения фармпроизводителей — АРФП Виктор Дмитриев обращает внимание на то, что, во-первых, анализ, который предполагает выявление определенных препаратов в крови, стоит дорого, и непонятно, кто будет за него платить. К тому же, по его словам, неизвестно, все ли медцентры в принципе имеют возможность проведения таких исследований. 

«Неплохо было бы посчитать, сколько будет стоить один анализ и кто за него будет платить», — добавляет Дмитриев. 

Он также отметил, что никто так и не привел статистику о том, какое количество аварий произошло по причине употребления водителями определенных препаратов, не входящих в существующие запрещенные для водителей перечни.

К тому же, по мнению Дмитриева, принятие инициативы может привести к росту коррупции на дорогах, так как медицинское освидетельствование занимает значительное время, и водителям будет проще «договориться» с инспектором, чем ехать в лабораторию. 

“Прежде чем принимать тот или иной препарат, придется изучать состав препарата и проверять, не входит ли он в перечень, и только потом садиться за управление транспортным средством. Законодатель вновь всю ответственность возложил на граждан», – констатирует партнер КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Арам Мурадов.

Чтобы такого не происходило, подобные препараты необходимо маркировать, считает эксперт рынка, директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. 

«Сам порядок фиксации факта правонарушения должен начинаться с оценки состояния водителя. Если у него нет внешних проявлений заторможенности, нарушений координации и тому подобное, почему ему нельзя принимать лоперамид от диареи?» — рассуждает Беспалов. 

Что ж, пока водители автотранспорта в напряжении ожидают выхода нормативных актов, их разъяснений и толкований, Госдума отклонила законопроект о маркировке лекарственных средств, которые запрещено употреблять при управлении транспортом. Впрочем, сделано это было из-за процедурных нестыковок. Не в тот закон, не в те положения пробовали внести поправку. Так что, возможно, к этой идее еще вернутся.

А вот народные избранники петербургского Законодательного собрания взялись за водителей электросамокатов. В числе предлагаемых мер: запрет несовершеннолетним передвигаться на электросамокатах вне специальных мест; запрет на управление самокатом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в состоянии аффекта или под воздействием лекарственных препаратов, влияющих на концентрацию. Соответствующий проект обращения к Михаилу Мишустину на заседании парламента Северной столицы 25 октября представил председатель комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев, депутат от «Единой России». Инициативу поддержали 44 парламентария, возражений не было.

Вадим Винокуров

Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка